Листаю френдленту, вижу пост о свеженьком фильме "Безумно богатые азиаты" (2018, реж. Джон Чу). Фильм не смотрела, доверюсь источнику: история очередной золушки, которую сингапурский "принц"-мультимиллионер приметил и выбрал на фоне конкуренток, имеющих куда больше привычки к товарам премиум-класса.
То есть, из фильма прям прут идеи и образы общества демонстративного потребления.
Но вы, как и я, конечно, читали во всех таблоидах душераздирающие репортажи о том, как по всему миру богачи ведут скромный образ жизни и нипочём не наденут бриллиантовый гарнитур к трикотажу с джинсами не станут выставлять бриллианты напоказ. Мол, демонстративное потребление - плебейский удел разного сорта нуворишей, то есть людей, не получивших с младенчества душевного спокойствия и сытой уверенности в стабильно богатых домах.
То есть, сказки о "шикарной жизни" обслуживают людей с тем типом психологии, который порождает нуворишей. Теперь подключаем формальную логику. Статистика утверждает, что по всему миру всё меньше и меньше нуворишей. Скорее, всё общество целиком подтянется под новый стандарт потребления, чем несколько десятков-сотен обалдевших от везения выскочек.
Тем не менее, мейнстримные фильмы продолжают выставлять в качестве осевых конфликтов некие идеи, потерявшие актуальность. В случае "Безумно богатых азиатов" это смехотворный запрет на пользование бюджетными товарами, сервисами, любовями, страх выглядеть не шикарной бабой. И если из фильма это вычистить, то фильма не останется. (То есть, так предполагаю. Фильм-то, напомню, не смотрела - и теперь посмотреть при случае придётся, в чисто академических целях).
Отсюда гипотеза: мейнстрим продвигает и пережёвывает только устаревшие ценности, потому что они а) хорошо заметны, б) зрители их воспринимают совершенно одинаково и в одинаковом контексте.
Отсюда гипотеза номер два: любой мейнстримный фильм - барометр устарелости идей. Что там ярче и заметнее, то и вчерашний день. Если киномаркетологи дали ход веренице спортивных драм, значит на самом деле людям реально пофиг на спорт высоких достижений. Если в мейнстрим пришла тема проституции, значит проститутки перестали восприниматься как трагические фигуры. И так далее.