Лето 84 / Summer of 84 (Канада-США, 2017)

Oct 20, 2018 13:40

1984 год, летние каникулы. Четыре тинейджера где-то в сердце одноэтажной то ли Америки, то ли Канады (не суть важно) услышали по телеку о том, что в округе, оказывается, уже много лет орудует серийный убийца мальчиков-подростков. И в землю закопал, и письма написал: я серийный убийца мальчиков-подростков, и вовсе они из дому не сбегали, и никогда к вам не вернутся, бе-бе-бе, муаха-ха.

А по соседству-то живёт классический типаж из группы риска. Белый, за тридцать, холост. Гм. Может, не так и холост, но просто не афиширует какую-либо связь в гомофобном обществе? А ещё он офицер полиции и в нормальных отношениях со всеми соседями, а не какой-то социофоб. Снова гм.




Да, жизнь не ищет лёгких путей. Но если убийца так здорово замаскировался, это не значит, что четыре отважных юных патриота не нароют на него (буквально) хоть какие-нибудь улики. Тимуровцы, блин. Лучше бы бабушек через поленницы переводили, или, например, у дедушек пиво воровать перестали.





В общем, "Окно во двор" отформатировалось под "Ночь страха", именно так 50-е перетекли в 80-е. В проектируемом с нуля конфликте всё та же комбинация следящей оптики с садовыми инструментами, что когда-то была у персонажа Хичкока, но мотивация ни разу не этическая. Дети охотятся на дружелюбного к ним взрослого мужчину не потому, что он им угрожал или совершил что-то ужасное, а потому, что стайка рапторов захотела завалить своего первого тираннозавра.





Очевидный дефицит этических мотиваций - ключевой для последующего сюжета. В некий момент вопрос некрасивого поведения детишек-следопытов был выдвинут на первый план, но... привёл к совершенно смехотворным результатам. Дело оказалось не в количестве мотиваций, а в их качестве. Механистичность готовых к употреблению этических формул, их полный крах, - вот что авторы фильма видят содержанием тех процессов, что происходили с золотым миллиардом в 1980-х.

Знатоки лекций Екатерины Шульман тут же припомнят, как Екатерина многократно возвращалась к одному и тому же социологическому факту: в начале 1990-х во всём мире произошёл временный резкий скачок уровня насильственных преступлений. Ещё бы ему не произойти! Этика-то не только сдохла, но и протухла. Рождение новой этики или обновление старой, что нам с вами досталось? Каждый судит по себе, а в кино меж тем предлагают такие финалы, каких не ждёшь от фильмов, которые сперва посчитал классически заштампованными и простенькими. В данном конкретном случае это [ПОЛУСПОЙЛЕР]кара за недостаток эмпатии к жертвам убийцы.

суровый как бы реализм, 2010-2019, потёмки нежного детства, тренды кино, канадское кино, маньяки в кино

Previous post Next post
Up