Костяной томагавк / Bone Tomahawk (США-Великобритания, 2015, реж. и сценарист С. Крэйг Залер)

Jul 02, 2018 12:02

Свершилось. Впервые в жизни увидела фильм с шок-эффектами, весь целиком снятый не ради этих самых эффектов, а ради одной-единственной реплики эпизодического персонажа где-то ближе к началу истории и не в момент кульминации. То есть, нормальные люди на эту реплику вообще внимания не обращают. Им обещали каннибализм и расчленение в кадре человека заживо, они ждут и внимают, когда же, о когда же. Все мы стандартно запрограммированы и предсказуемы, если дело касается фильма с убийствами.




Но вы ж меня знаете. Расчленить в кадре может любой ремесленник, лишь дайте ему бюджет на качественное расчленение. А вот толковую реплику придумай, мы на тебя ещё посмотрим.

Итак, перед нами ковбойская, но уже весьма цивилизованная Америка. Рабство далеко в прошлом. Местного негра держат за человека, он честный, ответственный, всеми уважаемый пролетарий при конюшне. Единственный мельком показавшийся в кадре индеец - интеллектуал-полиглот с тремя примерно высшими гуманитарными образованиями. И никаких шлюх с блэкджеками! в салуне всё чинно и цивильно, это просто общепит, рассадник калорий.

Но фильм начинается со сцены жестокого убийства группы туристов двумя грабителями. Почему же бациллы разнузданного насилия так и носятся в воздухе, если жизнь столь цивилизованна? Зрителям, - тем, нервы которых переживут вступительный эпизод, - предстоит погрузиться в аналитику градаций зла.
Нам демонстрируют небольшую галерею обычных граждан с опытом смертоубийства, твёрдо стоящих на страже норм благопристойности и умеющих не переходить черту. А потом начинается тема каннибалов, о которых ранее наивные белые люди ни разу не слышали, но теперь каннибалы сделали первый шаг к знакомству и суровые ветераны всех войн передёрнули затворы и приготовились двинуться в погоню.




Вот тут-то вышеупомянутый индеец и дал прелюбопытнейшую вводную установку. Во-первых, каннибалы не индейцы, это вообще другая раса. А во-вторых, тупые белые агрессоры не отличали визуально каннибалов от прочих местных и истребляли несчастных пушистых индейцев почём зря и совершенно немотивированно, чёртовы расисты.
В этом месте я и зависла, пытаясь охватить натруженным мозгом весь комплекс последующих выводов. Мозг скрипел и сбоил на оборотах. Индейцы пушистые, ладно. Каннибалы примерно неандертальцы, допустим. Белые лохи сначала стреляют, потом спрашивают, - ничего нового. Но какова общая картина? Белые сдуру истребили естественных союзников в битве с каннибалами? Как-то суховато звучит. Невротизированные и разобиженные индейцы предпочитают жить в пыльной прерии поближе к каннибалам, лишь бы не в удобном городе рядом с тупыми белыми? О, в этом уже есть драматическое зерно.

Тем временем наша фокус-группа мстителей неторопливо брела в сторону жилья пещерных каннибалов, переругиваясь сначала вяло, а потом всё более увлекаясь процессом. Автор пока не зажёг, - печально думала я. Потом автор зажёг, как и было обещано. Каннибалы проявили себя дегуманизированными отморозками с чёткой социальной структурой, то есть точно такими же гражданами с опытом смертоубийства, твёрдо придерживающимися норм приличий, просто это каннибальские приличия. Пожилой Курт Рассел лихо продемонстрировал, что он ещё торт.

Всё в целом смотрелось как повествование о разнице жизненных перспектив мужчин, намеренно оградивших себя от женского влияния, и мужчин, стремящихся закрепиться в сфере женского влияния. Умпс, подумала я. Умпс, умпс, умпс. Что там насчёт неотличения кровожадных неандертальцев от пушистых индейцев? Неотличение кровожадных женщин от пушистых женщин? Умпс, умпс, умпс. Автор очень непрост. Вдруг это сексизм перерождается на наших глазах в изощрённых формах? Раньше было кирхен киндер китчен и курицам слова не давали. Теперь - ты богиня, и у тебя есть великая миссия удерживать своих дикарей от каннибализма, потому что сами по себе они вряд ли справятся. Так что, родная, держи поводья крепче, а на другие миссии не отвлекайся, будь добра.

сша кино 2010-х, 2010-2019, монстры в кино, вестерны, хорроры, гендерное в кино

Previous post Next post
Up