Фантазии Анки-пулемётчицы

May 14, 2017 10:47

В качестве драматурга Анна Никитична Стешенко-Фурманова (1899-1941) осталась хоть сколько-нибудь известна только пьесой "Чапаев" (1933), написанной в соавторстве с С.М.Луниным. Да и то не блеснула, честно говоря. И вообще она была типичная графоманка, так что забыта по заслугам и место в литературной энциклопедии ей не положено.

Но пьеса 1930 года, как много в этом звуке! Стоит ли упускать случай полюбоваться на эротическую графоманию переходного периода от раннесоветской эклектики к сталинскому "большому стилю"?

Стешенко-Фурманова А. Н. Татьяна Дубравина : драма в 4-х актах : (из эпохи гражданской войны) / Анна Фурманова. - [Б. м., 1930]. - [6], 77 с. - Машинопись с незначительной текстуальной правкой зелёными чернилами. - В конце текста: Москва, 1929/30 г. - Экз. из фонда Санкт-Петербургской государственной театральной библиотеки.

Синопсис пьесы:
Бригада Красной Армии готовится к наступлению на занятый белыми город. Двадцатипятилетняя Татьяна Дубравина - председатель следственной комиссии и жена комбрига Игоря Дубравина. Ею увлёкся начальник связи полка Слепцов, бывший офицер, мобилизованный в Красную Армию как специалист.
Потерпев крах в попытке обольстить Татьяну, Слепцов бежит к белым, прихватив тактические планы бригады. Благодаря этому предательству белыми схвачена посланная в город разведгруппа: в плен попали Татьяна, жена командира полка Алёна Храмова и рабочий Ерёмин. Алёну изнасиловали и убили, Ерёмина увели на расстрел, а Татьяна жестоко избита. Слепцов предлагает Татьяне своё покровительство, но получив отказ намеревается изнасиловать, угрожая в случае сопротивления отдать взводу солдат. Только начавшееся в городе восстание спасло женщину от неблагоприятного развития событий.
Командир полка Петр Храмов ожесточен трагической гибелью своей жены Алёны, но ещё больше ожесточён риском для жизни Татьяны, которую любит. Он обвиняет Дубравина в том, что тот послал Татьяну на верную смерть. Татьяна сама осаживает Храмова, угрожая уйти из отряда, если Храмов не поборет чувства как недостойную слабость и не помирится с Дубравиным. Под стать ей и другие женщины бригады - политработник Марфа, разведчица Ирина, юный боец Ольга.
В разгар военных действий Татьяна (напомню, она председатель следственной комиссии, т.е. как бы военный прокурор) готова сохранить жизнь попавшему в плен Слепцову, если он снова будет полезен красным как связист.
Гибель во время боя всеобщей любимицы Ирины и Дубравина, лично возглавившего бойцов в момент их возможного отступления, вызвали отчаяние в бригаде и нервный срыв Марфы. Однако Татьяна первая заняла место у пулемёта, не позволяя себе тратить время на слёзы.

Как видите, сюжета как такового пьеса не имела. Несмотря на двигавшую рукой автора откровенную эротоманию, пьеса пропагандировала асексуальность, из-за чего героическая трагедия оказалась нивелирована до скучной военно-производственной драмы. И слава богу, иначе такие нелепые агитки обладали бы силой воздействия на публику. Впрочем, вряд ли этот бред хоть где-нибудь поставили.
Но если приглядеться, здесь можно найти отзвуки таинственной истории о конфликте Фурманова с Чапаевым из-за ухаживаний последнего за Аней Фурмановой. Может, Анна Никитична своей пьесой точки над И расставить хотела.

пьесы в виде драматургии

Previous post Next post
Up