Живи быстро, умри никогда, или Сон чего рождает кого

Feb 24, 2017 11:27

Хеллсинг Ultimate / Hellsing Ultimate (аниме-сериал из 10 сорокапятиминутных серий, Япония, 2006-2012)

Грозны предчувствия грядущего past continuous. Художник, глаголами жги сердца людей!.. глаголами из параграфа "для событий, которые были запланированы, но не произошли". Мёртвые-живые фашисты должны принять последний бой, иначе их давний проигрыш так и останется пусть маргинальным, но чертовски живучим мифом о нереализованных альтернативах.





Разложить на мельчайшие составляющие политическую мифологию Европы, всю её архаику, и замшелую, и великую, смешать, взболтать с цепляющимся за сегодня позавчерашним днём и получить армию хохочущих кадавров, - так родился "Hellsing Ultimate", и ад последовал за ним. Экран содрогнулся от апокалиптических фресок горящего Лондона, ночи трёх миллионов трупов и марширующей армии зомбо-наци-вампиров.





"Хеллсинг Ultimate" требует терпимости к кровавым сценам, но требует и нормативной высокой культурности. Здесь делом славят полёт Мюнхгаузена на пушечном ядре, дирижируют оркестром войны, расчленяют под симфоническую музыку, умирают от любви к "Тангейзеру", дирижабль с зомбями носит название "Deus ex machina", а гопник-неформал к месту процитирует радикальные максимы социальной философии. Классически медленное прибытие в гавань мёртвого корабля-призрака с единственным бессмертным пассажиром обставлено как радостная кульминация надежд на спасение, потому что граф Дракула (теперь он носит имя-палиндром Алукард) по повелению госпожи АдскаяПеснь стал истребителем нечисти.





Таким изысканным способом японская культура перерабатывает в новые концепты умозрительные знания о европейском духовном опыте, почерпнутые из произведений искусства и литературы. Европейский духовный опыт в данном случае японскому сродни, причём в своих уродливейших формах. Дичайший масштаб военных преступлений против гражданского населения во второй мировой войне, - а ответа на вопрос, как такое вообще стало возможным, нет до сих пор.

- Ты ничему не научился, тебя убили всего один раз.





Манга "Хеллсинг" начала публиковаться в 1997 году, то есть три года спустя после геноцида в Руанде. Контактные убийства холодным оружием, от полумиллиона до миллиона трупов, сосчитать не смогли. И вот есть Руанда, там живут десятки тысяч убийц и насильников, которые не скрывали ни лиц, ни имён, - но за содеянное им ничего не будет. Ни сейчас, ни потом, вообще никогда никакой кары, просто потому, что слабенькая судебная система не справляется с таким объёмом производства.
Разумеется, аллюзия на руандийскую трагедию в "Хеллсинге" косвенная, в виде общей заворожённости могуществом и торжеством вдруг вышедшего из тени коллективного зла, лишённого страха возмездия. Ключевое слово тут не "зло", а "коллективное". Зрелище соткано из контрастов частного и общего, где частное хаотично и противоречиво, а общее (читайте, безлично-коллективное) монолитно, осмысленно и имеет внятную цель ...даже если эта цель омерзительно-людоедская.





С коллективным злодейством всё более-менее ясно. Дионисийская стихия, что с неё взять, растворённость в животной энергетике толпы, одноразовый драйв ради драйва до перегорания, лихая смерть без сожалений.
- Вставай, ночь ещё молода.
Но что с творением добра - коллективным, индивидуальным, да хоть каким-нибудь? Грани аполлонических начал и их синергетических эффектов воплотились в образах Алукарда и его новообращённой помощницы Виктории, вчерашней сотрудницы сельской полиции. Алукард - синтетическая сущность, носитель коллективной воли, а Виктория - тот духовно полноценный индивидуум, который не только через подчинение воплощает коллективные импульсы в живое действие, но и усилием воли корректирует их направленность в сторону, противоположную злу.





Жаль, многие зрители оставались в плену стереотипов восприятия и примеряли к Алукарду поступки, логичные в рамках его индивидуального существования. Но у мегавампира нет и не может быть ни одной личной цели. Когда зрители ждали поведения, характерного для любых других персонажей с суперспособностями, желаемого они не получали.





Всё же есть шанс, что люди постепенно научатся обращать внимание, до какой степени рисованная анимация идеальна для персонажей, чья человечья физическая природа изменилась в божественную сторону после того, как они в результате личного краха познали великую ярость, великую боль и великую тоску. Таковы воитель Гриффит из "Берсерка" и граф-вампир Алукард из "Хеллсинг Ultimate". Если вы тут же мысленно прибавили в этот ряд сына плотника, то, значит, уже и сами почуяли, на каких высоких литературных концептах работают и как далеко метят авторы-анимешники.
Кстати, сын плотника в сериале тоже помянут: у католического истребителя вампиров соответствующий слоган вышит на перчатке, а у служащего англиканам Алукарда на дуле пистолета выгравирован слоган такой же, но на одно слово длиннее.





Как видите, с точки зрения ортодоксов, сын плотника на небесах (следовательно, мир неизменен). С точки зрения реформистов, он на небесах сейчас. Мнение атеистов не проигнорировано, как обычно бывает в кинематографе, а словно бы делегировано вампиро-нацистам, что само по себе оскорбительно. Ну да ладно, переживу, раз уж авторы строили сценарий на мифах и стереотипах.

терроризм в кино, анимация, аниме, политика в кино, 2000-2009, японская анимация, вампиры в кино

Previous post Next post
Up