Тайна горного подземелья (К/с им. Горького, Ялтинский филиал, 1975, реж. Лев Мирский)

Dec 02, 2016 20:39

Остросюжетная драма по сценарию Максуда Ибрагимбекова (1935-2016) по его же пьесе "За всё хорошее - смерть" (1974), а пьеса по его же одноименной повести.
Четверо шестиклассников - мальчики Боря, Алик, Марат и девочка Кама - нарушили предписанный взрослыми маршрут и забрели в секретный фашистский горный бункер-пещеру, оставшийся со времён войны. Там возлежали скелеты в военной форме, боеприпасы и ящик вздутых рыбных консервов. Ну и кое-то ещё по мелочи, чему иные из взрослых очень обрадовались бы, наверное, а дети только озадачились.




Тут - бац! - одно маленькое землетрясение, и школьники поняли, почему те скелетированные немцы не смогли вовремя выползти из своей пещеры.
Замуровало нафиг. Может, история и повторяется как фарс, но шестиклассникам стало не до смеха. Бутерброды из рюкзаков быстро кончились. Спасал только подземный источник (а в пьесе детям ещё и воды негде было достать).
Далее последовали психологические экзерсисы разной степени непредсказуемости.




Если не вдаваться в подробности, Боря, Алик и Кама внешне оставались теми же, что и были, но резко поменяли поведение - в диапазоне от абьюзинга до фрустраций. Марат, считавшийся школьным зубрилкой, наоборот, действовал по всем привычным для него алгоритмам (основательность и вдумчивость, принимаемые окружающими за мелочность), зато при этом менялся внешне.
Собственно, режиссёр на крупных планах обыгрывал глаза на лице очкарика. Сначала, когда Марат оставался ведомым при куда более бойких приятелях, глаз было вообще не разглядеть.




Потом глаза стали отчётливо видны...




...а там и вовсе зажили какой-то таинственной собственной жизнью - на лице, остающемся всегда бесстрастным.




Кстати, не менее впечатляющая трансформация внешности произошла и с Борей, но только за кадром. Потому что в пьесе азербайджанца Ибрагимбекова этот персонаж - вспыльчивый бакинец Сабир. В фильме же чернявый драчун-дразнилка превращён в белобрысого и курносого славянина. Видимо, это ничего не должно означать, кроме нежелания выводить азербайджанцев абьюзерами в детском фильме всесоюзного проката.

Не могу сдержаться, проспойлерю два классных момента.
[Spoiler (click to open)]Когда засыпающая Кама придвигалась к Марату, он немедленно представлял свою маму. А в роли мамы там не абы кто, а кумир очень взрослых мальчиков Наталья Фатеева.




Перед решительной разборкой со вздутыми консервами Кама совершила омовение и выполнила ритуал одевания в торжественную одежду. Идущая на смерть приветствует нас. Если б в 1980-х я не была малолетней свистушкой, могла бы уже тогда словить кайф от приравнивания пионерской формы облачению во гроб.


потёмки нежного детства, советское кино, психологический психологизм, 1970-1979, детское кино

Previous post Next post
Up