Я Герой / Aiamuahiro / I Am a Hero (Япония, 2015, реж. Shinsuke Sato)

Nov 17, 2016 12:51

Началось. Толпы кусачих зомби бегут по городским улицам. Тем не менее, малоуспешный рисовальщик комиксов Хидео Судзуки цепляется за данный нам всем от рождения блок на внутривидовую агрессию. Ударить человека, нагрубить, оттолкнуть локтём, - всё это для него слишком травматичный опыт. Будучи владельцем охотничьего ружья, Хидео никак не может решиться расчехлить своё сокровище и вдарить с двух стволов. И по правде говоря, до какого-то момента ему вполне хватало тех ресурсов выживания, которые уже наработаны человечеством и внедрены в быт. В конце концов, даже в эпицентре эпидемии можно поймать такси!
А потом... японцы сумели удивить необычным выстраиванием приоритетов в теме ружей, которые не стреляют. Несмотря на эффектную пальбу в финальном экшене, загадка невыстрелившего ружья в фильме всё равно осталась.




На протяжении просмотра у меня всё время менялось ощущение главной темы. Сначала ожидался стандартный вариант "хомячок скоро станет боевым хомячищем". Затем авторы свернули в сторону примирения с эволюцией хомосапиенсов. Потом смотрю, их уже заняла тема "писатель-неудачник вот-вот нащупает вдохновение и сюжет новой манги". А там и лютый экшен подоспел. Ничего себе, думаю, виражи какие. Ну а когда пошарила в фильмовых базах и обнаружила, что главгероя Хидео сыграл сорокадвухлетний актёр (Ё Оидзуми / Yô Ôizumi, 1973 г.р.), а его оппонента Йура - тридцатисемилетний (Ю Ёсидзава / Yû Yoshizawa, на IMDb Hisashi Yoshizawa, 1978 г.р.), пришлось пересмотреть и ложное впечатление о вписывании Хидео в самцовые статусы молодёжной банды.

Кстати, должна с прискорбием заметить, у фильма поразительно плохой трейлер. Догадывалась, что с трейлерами дело нечисто бывает, но не знала, что настолько. В трейлере и спойлеры бестолковые, и экшена нету. Гадость какая, возмутительно.

Заметно, что "Я Герой" ориентирован чуть больше в сторону "фестивального" кино, чем обычного "жанрового". Соответственно, рефлексии главгероя в приоритете, да и зомби предстают не обезличенными. Большее удовольствие от такого зрелища получат те, кто склонен к интеллектуальному восприятию, а не к чувственному. Хотя и для чувственного восприятия здесь есть свои бонусы, вполне достойные.










Приметная особенность пребывания Хидео в группе выживальщиков, отсиживающихся на крыше торгового центра, - его прибытие, пусть и с ружьём, на которое все тут же обзавидовались, вообще ничего не изменило в деятельности группы. Хидео не вершитель судеб, а только сторонний наблюдатель. Ставлю ещё одну галочку в графе "фестивальное".

Тем не менее, Хидео всё время подчёркивает, что иероглифами его имя пишется как "Герой". Как тут не вспомнить на контрасте "Дуэль" Стивена Спилберга (1971), где мистер Mann, диктуя свою фамилию, всякий раз вынужден уточнять, что он не Man (буквально, не "мужчина"). Герой "Дуэли" каждый день сообщал кому-нибудь "я не мужчина", ну а "Я Герой" работает на ментальном контрасте.

Российскому зрителю (японскому вряд ли) доступно ещё одно любопытное сопоставление. Монтажно "Я Герой" похож на "Лебедев против Лебедева" Генриха Габая (1965). Кто не видел, поясню: реальному трусливому действию главгероя всё время предшествует воображённое им безбашенно смелое действие. Как и в фильме Габая, брутальное поведение для главгероя не воспрос самопреодоления, а сознательно отвергаемая практика. То есть, всё то, что наша инерционная культура навязывает мужчине в качестве "мужского" поведения, он сам классифицирует как тупое быдлячество и занят поиском конструктивных альтернатив, которые не унижали бы его здравый смысл и чувство меры. (Мысль вбок: и с этой точки зрения фильм Габая вовсе не манифест поколения, потому что, возможно, опередил своё время примерно на полвека)




В итоге приходишь к выводу, что зацикленность Хидео на владении ружьём сродни сублимации образа "последнего героя" (то есть, силовика, чьи высокие моральные стандарты заметно контрастируют с деградацией окружающего мира).
Закомплексованный неудачник, затюканный и осмеянный отвергатель силовых решений, человек типажа Хидео - гарант устойчивости основ цивилизации в условиях апокалипсиса. Пожалуй, намерение цементировать основы выглядит чуть ли не новаторством, учитывая обилие кинофонда припанкованной постапокалиптики и зловещих антиутопий, в том числе и в японском кинематографе. Авторы "Я Герой" сами это подчёркивают, противопоставляя Хидео нравам сообщества выживальщиков, где процветает анархический индивидуализм.




В любом случае, японцы совершили критический подкоп под негативное восприятие цивилизации как таковой. Не вижу, чтоб именно такое было сейчас в интеллектуальном тренде: доказывать, что цивилизация - это хорошо и стабильно. Но отдельные высказывания всё же встречаются. Например, в "Мёртвых / The Dead" братьев Форд (Великобритания, 2010) главгерой на протяжении всего лишь одной недели совершил круговой путь от крушения всех форм цивилизованности до возрождения их в прежнем виде, причём даже и простенькая сельская культура Чёрной Африки не выключена из понятия цивилизационного ресурса.

В мире, где процветает организованный терроризм как успешный бизнес, интерес деятелей искусств к возвеличиванию внетеррористических форм самореализации лузеров следует только приветствовать и всячески поощрять. Но, наверное, если террористов из ментальной ниши красующихся антигероев дня всё-таки удастся вытеснить в нишу упоротых бомжеватых маргиналов, то фильмы про благо цивилизованности снова словно бы лишатся воздуха и припанкованная постапокалиптика опять пойдёт в рост. Конца этому не видно!

2010-2019, антитеррор, зомби в кино, последний герой, японское кино

Previous post Next post
Up