Подлинная история Умки

Sep 27, 2016 09:40

В 1969 году мир стал богаче на двух симпатяг. Непоседливый белый медвежонок Умка слушал, как его мудрая мама поёт красивую колыбельную песню голосом Аиды Ведищевой. Ну, это и в википедии можно прочесть.
С тех пор кого ни спроси, какого мнения об Умке, рядом словно бы зазвучит знакомая мелодия и атмосфера исполнится томного няш-мяш.
Но те, кто бороздил просторы ещё до войны, сразу отлично знали, в чём подстава.
В округлых ярангах, лишённых окон и дверь которым чужда,
Обитает народ - наивный, как миф, и опытный, как нужда...
Бороздившим было что вспомнить. В 1935 году публика московского "Театра Революции" так зажигалась от чукчи Умки в исполнении Дмитрия Орлова, что биссировала посреди драматического спектакля, редчайшее явление. Написанная стихами пьеса Игоря Сельвинского "Умка - Белый Медведь" пользовалась неслыханным успехом.
Сюжет: Секретарь одного из чукотских райкомов Арсен Кавалеридзе (в тексте смутно упоминается Абхазия, а сам персонаж говорит по-русски с акцентом) выехал на работу с местным населением насчёт пушнины от имени Советской власти, но не нашёл в себе сил отказаться от ночи с одной из двух жён зверобоя Умки, которую Умка предложил ему по некоему старинному обычаю. А потом сын севера Умка - наивный как миф и опытный как нужда - приехал в город и пошёл к своему новому другу Кавалеридзе, чтоб разделить ночь с его женой Ниной. Жанр пьесы автор обозначил как "трагедия". И всё это стихами, да.
А сейчас спойлеры для небороздивших:
[Спойлеры]Спойлер № 1. Кавалеридзе изложил жене дилемму: если они откажут Умке, это спасёт их брак, но нанесёт репутационный урон Советской Власти. И предложил, была не была, Умке не отказать. Карьера (зачёркнуто) репутация Советской Власти важнее. Далее Нина, само собой, обозвала мужа всякими напутственными словами, но вынесла вопрос на обсуждение в кругу подруг. Член райкома Маляша Ванина тут же поделилась воспоминанием, как в годы гражданской войны её изнасиловал казачий полк, но это не помешало ей сделать карьеру в райкоме. Дескать, эпизоды такого рода не должны влиять на женское самосознание. Другие подруги проявили оживлённый интерес к теме "и кто же из казаков был первым?", Маляша назвала запевалу, а я подумала, что Сельвинский в этой сцене проявил себя не самым проницательным автором. Вот так прям и представляю, как миллионы женщин по всему миру в теме группового изнасилования делают из факта первенства какие-то выводы и жаждут подробностей по номерам.

Спойлер № 2. Искусить товарища Кавалеридзе своею женой Тынь-Тынь хитрого чукчу надоумила некая Ольга, лоббирующая интересы иностранных скупщиков пушнины. Для коварной разлучницы Ольги интрига состояла в том, чтобы принудить Кавалеридзе к объяснению с Ниной на тему Тынь-Тынь (далее крик, скандал, мордобой и вынос знойного тела товарища Кавалеридзе в объятия заинтересованной Ольги).
Спойлер № 3. Умке плевать на репутацию Советской Власти. Всё, чего он добивался, - конкретная приглянувшаяся женщина, которая без психологической спецобработки нипочём не снизошла бы к домогательствам парня из яранг. Иными словами, репутация Советской Власти в глазах Умки изначально ничего не стоила. Убедившись, что Нина категорически не согласна на секс без любви, Умка отступился. Он же не варвар какой-нибудь.

Спойлер № 4. Что по поводу произошедшего подумала Тынь-Тынь, не волновало никого из персонажей.


Похвастаюсь: у нас в фонде черновая редакция пьесы с подписью в конце текста "Л/к "Челюскин", Ледовитый Океан, 1933, Илья Сельв[...]". Не стала бы утверждать, будто автор прямо с "Челюскина" привёз. Небось, вписал для понтов, высылая машинопись из Москвы в Ленинград.



Вряд ли именно на "Челюскине" в 1933 году нашлось знатное трепло, снабдившее столичного журналиста ценными легендами о нравах аборигенов и секстуризме культуртрегеров. Сельвинский в 1932 году поработал уполномоченным Союзпушнины на Камчатке и там, согласно его же воспоминаниям, расспрашивал местных ламутов (эвенов) только о чукчах, потому что никто в мире не живёт северней, чем они. Теперь вы знаете, какого мнения эвены были о чукчах.
Полный впечатлений, вернулся поэт-драматург в Москву вдохновлённым и приступил к пьесе о чукчах, которых никогда в жизни не видел. Тут настала великая нужда в журналистах на ледоколе "Челюскин", и родина метнула туда морозоустойчивого крымчака Сельвинского. Пока плыли, пьесу дописал, а как вмёрзли в льдину, тут-то всамделишние чукчи сами на собачьих упряжках наведались, причём Сельвинский счёл их со своей пьесой в целом совпадающими. Вот оно, счастье для творческого человека.

Пьеса была напечатана в журнале "Октябрь" в 1933 году, а потом в 1935 и 1936 "Гослитиздат" и "Искусство" бахнули её отдельной книжкой, каждое издание тиражом по 5000 экземпляров. В 1937 году Политбюро ЦК ВКП(б) пьесу запретило якобы во исполнение требования национальной общественности Камчатского полуострова. Надо ли объяснять, какой на самом деле вес имело в Политбюро мнение камчатских активистов. Просто время шло, а публика голосовала ногами за одну и ту же пьесу, словно бы продукция других советских драматургов ей не нравилась, чего, конечно, не должно было быть по определению.

В 1968 году Сельвинский, ранее поэт-конструктивист, а теперь уже только плеватель ядом в Пастернака, умер. В следующем же году Умка превратился в добродушного малыша-пушистика.
Старшему из креаторов мультфильма про медвежонка Умку, сценаристу Юрию Яковлеву, в годы успеха "Умки - Белого Медведя" ещё не исполнилось шестнадцати, так что вряд ли ему удалось пробраться в театр на такой взрослый спектакль. Режиссёры Владимир Пекарь и Владимир Попов и композитор Евгений Крылатов были и того младше. Словом, пьесу никто из них не видел.
Но могли прочесть. Не говоря уж о довоенных публикациях, пьеса Сельвинского снова издавалась в 1959 и 1965. Рисованный Умка для детсадовцев, понятное дело, получился совсем не похожим на по-своему куртуазного альфача-зверобоя, зато получил в свой адрес малопонятную небороздившим претензию "Что же ты, глупышка, не спишь?".

советская правда, анимация, архив, 1960-1969, пьесы в виде драматургии

Previous post Next post
Up