Барби против Коломбины

Sep 04, 2016 16:02

Путь наверх / Room at the Top (Великобритания, 1958, реж. Джек Клейтон)

Двадцатипятилетний служащий городского статистического управления Джо сумел понравиться единственной дочери местного миллионера, юной барышне на выданье. Одновременно на него положила глаз скучающая замужняя дамочка примерно 1915 года рождения, которой при разводе светят только долги и скандалы. И всё заверте. Миллионерша хорошенькая, доброжелательная и девственница, но вообще-то туповатая девица и очень скучная. Замужняя знавала самое дно жизни и вся такая загадошная, спасу нет, но раю в шалаше наш главгерой нахлебался сполна в детские годы, больше не хочет. Кругом одни "но" и никак не совместить женитьбу по любви с женитьбой на деньгах.

Джо всё время пытается подвести логическую базу под женитьбу по расчёту. В ответ автор не скрывает, что считает своего героя обычной проституткой. Вот Джо открыл сезон охоты на миллионерскую инфанту в магазине дамского белья и остервенело цапается с конкурентом прямо над беленьким лифчиком. Если это мужественное поведение, то я английская королева.





Вам скажут, это фильм про то, как поддавшись самообманам молодые карьеристы разбивают лоб о дверь социального лифта и теряют способность к получению удовольствия от поездки на верхний этаж.
Имейте в виду, вам бессовестно лгут. Вот нотариально заверенные скриншоты в доказательство того, что "Путь наверх" - буквальная экранизация той строки из новеллы О.Генри, где говорится, что мужчину получает та женщина, относительно которой он во всякий момент уверен, что она смотрит на него прямо сейчас, даже если сам избегает ловить её взгляд. Все остальные смысловые пласты этого фильма легко заменимы на пару-тройку абзацев из лейбористских фельетонов, так что и упоминания не стоят.









Потом Джон Шлезингер снял невыносимо правдивую "A kind of Loving" (1962), и теперь я вообще не понимаю, зачем людям смотреть "Путь наверх", когда есть куда более крутая безнадёга на тему браков по залёту, да ещё и с Аланом Бейтсом в главной роли.

Понравилось: есть нескучные варианты крупных планов. От привычных крупных планов опупеть можно, до того они похожи на парадные фотки для будущих надгробий. А тут приятное глазу разнообразие ракурсов.
Не понравилось: но таких кадров мало, и оба на скриншотах ниже.





Понравилось: актёры понимали, где они, зачем и о чём.
Не понравилось: роль, которую играла Симона Синьоре, идеальна для Жанны Моро, чей драматический талант неоспорим, однако у меня к ней и её героиням устойчивая многолетняя идиосинкразия. Лучше гусеницу голой рукой взять, чем посмотреть ещё один фильм с Жанной Моро. Напомню, это та самая актриса, которая в 1982 году распахнула халатик перед молодым мужчиной (в "Кереле" Фассбиндера). Мои душевные раны ещё слишком свежи. От того, что её здесь, слава богу, косплеит Симона Синьоре, легче не стало.
К самой Симоне претензий не имею.





P.S.: в кадре так и не разъяснили, в каком году происходит действие. Джо 25 лет, но он был на фронте и успел посидеть в лагере для военнопленных. Значит, вряд ли в 1945 году ему было меньше 20 лет. Значит, действие фильма происходит не позже 1950 года.
Наверное, самое интересное в этом фильме то, что оборвано финальными титрами. Страшно представить судьбу детей Джо-миллионера. Никто не будет оберегать их от брака с "голодранцами" так, как тёртый калач папаша.

психологический психологизм, мелодрамы, британия рулит, 1950-1959

Previous post Next post
Up