Гибкая мораль и отличные навыки рукопашного боя пригодятся всякому, кто волею случая присвоил личность нового, но уже покойного шерифа пенсильванского городишки Банши, увлёкся буднями правоохранения, и всё заверте. Налогоплательщиков когтит лютый криминал, и шерифу-самозванцу есть где себя проявить во всей красе дубины народного гнева. Стоп-стоп-стоп... куда это меня понесло... налогоплательщики - это же и есть местный криминал!
Обычных, нормальных горожан мы видим фактически только однажды, в первом сезоне на городском фестивале (куда, разумеется, ворвалась банда байкеров-отморозков и испортила всем настроение).
По нашему, по-марксистски констатирую: промышленного пролетариата в Банши никакого нет, если не считать парней со скотобойни, курирующих наркотраффик и проституцию. Люмпенизация населения поголовная, более-менее держатся в рамках только крестьяне-амиши и государевы люди пролетарии умственного труда на твёрдом жалованьи, но и те из последних сил, перспектив никаких.
Так, с базисом разобрались, а что насчёт надстройки? За отсутствием ролевых образцов, для персонажей невозможна ориентация на традиционную систему ценностей. Любящие муж и жена, при них несколько ухоженных детишек-отличников, визиты румяных бабушек, дедушек и тётушек по воскресеньям... ничего этого в сериале нет. Баншийцы хороводы водят ради создания и удержания суррогатов и симулякров семейных связей, порой даже с оттенком инцестуальности.
Собственно, Банши это такой город, где можно только терять и ломать, а если строить, то за чужой счёт.
Допустим, американская мечта - это власть и процветание социально здорового большинства, куда ты всегда можешь встроиться, сдав общепринятые тесты (образовательный минимум + психологическая стабильность + коммуникативные навыки + соблюдение конвенций + личная гигиена). За личную гигиену всем спасибо, но остальные пункты несколько сковывают. Должна же тогда где-то существовать и антимечта?
Я бы сказала, "Банши" художественно исследует как раз американскую антимечту - результаты умножения психологических травм социальной мобильности на конфигурацию личности под общение внутри маргинальных сообществ.
Сценаристы "Банши" подошли к делу жёстко, отсекая от сюжета всё, что не перекати поле, и всё, что не маргинально. Этакая жизнь на чемоданах среди идейных полудурков. Люди, которым ничто не мешает собрать манатки и "начать всё заново" в приличном обществе, предпочитают вариться в маргинальном соку.
Всё настолько искажено и варваризировано в пространстве американской антимечты, что получает право на существование гиперболизация силовой активности женщин. Такое количество стреляющих с бедра спортивно тренированных барышень и в олимпийской деревне не всегда встретишь. Отвязные девки дерутся охотно, лупят баншийцев почём зря, в драках скидка на пол и возраст никому не делается, секс происходит молча и без поцелуйчика на прощание. Словом, баншийцам от баншиек никакой романтики не достаётся, только хищное потребление да изувечивание мужских тел.
Всё думала, является ли обилие откровенных эротических сцен и качественно срежиссированного и исполненного зверского мордобоя признаком мальчикового гламура или всё-таки припанкованности. В итоге сомнений не осталось, мальчиковый гламур из "Банши" так и прёт. Гендерная разница в том, что девочковый гламур приносит в жертву, в основном, саму девочку (ей приходится убивать всё свободное время на покраску ногтей и листание модных каталогов), а мальчиковый гламур требует жертв в первую очередь от окружающих (встречные девочки должны быть прекрасны, но одиноки и доступны, а встречные мальчики обязаны подставляться как груши для брутального битья).
Стильность как таковая очень заботила авторов. На мой взгляд, монтажом кульминаций параллельно протекающих вооружённых разборок они уж очень злоупотребляли. Ближе к концу сериала режиссёры продвигали ещё одну фишечку - контраст внешнего и внутреннего состояния персонажа. На лице безмятежная крокодилья улыбка, внутри вопль, как на картине Мунка.
С формальной точки зрения, в сериале соблюдены многие жанровые признаки вестерна. Тем не менее, горожане словно бы существуют в карикатурном пространстве спагетти-вестерна, персонажи которого никогда не решают долгосрочных коллективных задач и не имеют общего будущего. Не случайно же "Банши" вобрал в себя столько элементов легкомысленного спагетти-вестерна
"Меня зовут Троица" (Италия, 1970). Благодаря контрастам с фабульно близким сериалом "Правосудие / Justified" (2010-2015), легко заметить, до какой степени в "Банши" незначительна, несущественна власть уицраора государства в целом и истеблишмента в частности. Важные события, конфликты происходят не из-за соблюдения бюрократических процедур, а по инициативе и силой воли местных пассионариев. Пассионарны в Банши только маргинальные круги, но отсутствие в пространстве сериала альтернативно мыслящего большинства делает маргинальные меньшинства субъектами не просто криминальных, а именно гражданских инициатив.
Причём, за отсутствием большинства, к списку меньшинств примыкает и само управление шерифа. Что за извращение основ правоохранения! Намерение прижать к ногтю наркомафию, бритоголовых, индейских шовинистов и прочих титанов бездуховности тоже вынужденно конструируется авторами не как процедурный вопрос, а как личная гражданская инициатива полисменов.
Финал сериала, кажущийся довольно пессимистичным и несправедливым, но всё-таки относительно счастливый для главных героев, подытоживает бесперспективность выстраивания личных связей в том пространстве, которое со времён вестернов регулируется коллективной волей и опытом поколений, то бишь Конституцией. Антимечта не сплачивает, разобщает, атомизирует социум до уровня "своя рука владыка" - пинка ей под зад!
Хотя какой в этом толк, если пролетариат так и не появился... Ох, гложут меня сомнения марксистские, гложут.