...ветреная Геба, кормя Зевесова орла, громокипящий кубок с неба, смеясь, на землю пролила

Mar 07, 2016 12:10

Орудия смерти: Город костей / The Mortal Instruments: City of Bones (Германия-Канада, 2013, реж. Харольд Цварт)



Ещё одно фэнтези для отзеркаливания постпубертатных девчачьих самокопаний. Клэри Фрэй, юная жительница Нью-Йорка, знать не знала, что она "спящий агент" сил света и в закромах её памяти хранится важная информация о пропавшем Кубке Смерти, который позарез нужен всем, буквально всем, вплоть до самого мелкого демонишки. Стоило девушке себя случайно выдать, и всё заверте.

Заверте-то оно заверте, вот только логика происходящего не поддавалась однозначным трактовкам. И это было бы плюсом - если бы означало многогранность сюжетных пластов, а не суету авторов в желании создать базу для бессчисленного множества сиквелов, где заиграет каждая подробность, никак не выстрелившая в первой части.
Например, нам, зрителям, оставалось смотреть на пресловутый Кубок Смерти с примерно таким же обалдевшим видом, как это делает Клэри на скриншоте. Ну кубок, ну и что дальше? Ещё один макгаффин, от которого никакого людям толку. Чистое авторское хулиганство. Смеясь, нам в мозг своим кубком жахнула.

Фильм имеет в своей основе роман некоей журналистки, под псевдонимом Кассандры Клэр нашедшей себя в сочинении фанфиков (вот и про меня однажды кто-нибудь скажет: нашедшая себя в рецензировании всякого, гм, разного). На волне успеха книги Стефани Майер "Сумерки" (2005) ловкая Кассандра в 2007 году замутила конкурирующую сагу. Не мне её упрекать, экстенсивное разбрызгивание розовых соплей ничем не удержишь.
К сожалению, Кассандра, в отличие от "сумеречной" конкурентки, не томная красотка, так что в этот раз мне придётся толерантно затолкать обратно в глотку намёки на гламурных коровищ. Но от общей тенденции не отказываюсь. Где, где настоящие татуированные готессы, непримиримые к миру без паутины и ржавчины? Неужто ни одна из них не написала фанфик по мифам Ктулху и никто его не экранизировал? Мир юдоль гламура.

Ладно, буду работать с тем, что есть.
"Сумерки" (2008) и "Орудия смерти" (2013)? Думаю, сравнивать такие фильмы хороший спорт. Сердце не перегреешь, а руку набьёшь. Вот и персонажи "Орудий смерти" приготовились сразиться за ваше внимание. Итак, по пунктам.



I.
"Сумерки" (по крайней мере, в первой части) отличаются бытовой реалистичностью. Тамошние мистические существа даже при социопатическом поведении всё равно остаются внутри социума, хотя бы и в качестве хищных паразитов. Их не стопроцентная интегрированность в постиндустриальное общество объясняется только культурно-этнической маргинальностью, причём эта маргинальность не требует поиска мифопоэтических формулировок и вполне описывается обыденными моделями. Миролюбивая вампирская "семья" поведенчески оформлена как секта, члены которой опасаются нарушить духовную чистоту общением с иноверцами. Маленький будущий волчара занят изучением наследия предков для получения высокого статуса внутри своей социально изолированной этнической группы. Все они слушают маму, кушают кашу и прилично одеваются. То есть, не нужно быть ни вампиром, ни оборотнем, чтобы вести такой образ жизни, как у сумеречных персонажей, - правда, в их случае это вынужденный, а не добровольный выбор, а так-то они вполне социализированы и были бы рады "нормальной" человеческой жизни.

"Орудия смерти" - продукт эскапистско-байронический. Рисуешь на себе спец-руну и становишься невидимым для прочих горожан, да ещё и пользуешься управляемым искажением пространственного континуума. Хронологическое искажение проявляет себя в странном выборе костюмов, стилизованных под некое средневековье, неуместное посреди Нью-Йорка. Ничто из нашей с вами реальности не указ для фантазии автора, что хочет, то и воротит (но, по правде говоря, не так много новья Кассандра Клэр наворотила, чтоб в обморок от восторга падать).
В результате, если бы на каждого из персонажей существовало досье, то отдельной графой шла бы информация о порочащих связях с хомо сапиенсами. И снизу приписка: характер нордический, не женат. Стать "как все" для них было бы трагедией и травмирующим опытом.



Ну, разве что оборотни замаскировались под обычных байкеров - и то с той только целью, чтоб объяснить похвальную мобильность их боевого отряда, составленного преимущественно из суровых косматых мужиков предпенсионного возраста, традиционно идущих в расход без каких-либо сожалений со стороны зрителей.



II.
Масштабы мифологической отсебятины тоже стоит принять во внимание.
"Сумерки" держатся классических, устоявшихся концептов вампиров и оборотней.
"Орудия смерти" стараются играть в старую игру по новым правилам. И вот уже оборотни норовят жить в больших городах, вампиры ни разу не красавчики, а демоны не выносят математическую прогрессию тональных комбинаций, созданную И.-С. Бахом. Боюсь, у Кассандры Клэр в голове фестиваль сумбура. Оборотни-горожане?! Вампиры, не способные к обольщению?! Борьба с демонами не крестом и святой водой, а симфоническим концертом?! Да она еретичка, уважаю.
В интервью сия служительница эпигонских муз информировала заинтересованных лиц, что экранизация, цитирую, "рассказывает о древней касте Сумеречных охотников, которые призваны защищать жителей города Нью-Йорка от всякой нечисти". Ой, ну ладно, все древности мира сползаются в этот ваш Нью-Йорк, да...

III.
Третий пласт различий - в отношении к супергеройской избранности.
Изабелла Свон из "Сумерек" - обычнейшая школьница, предпочитающая общаться с супергероями.
Клэри Фрэй - супергероиня, нуждающаяся в компетентных группи.



Отсюда разница в выстраивании психологических мотиваций.
И "Сумерки", и "Орудия смерти" панорамируют по девичьим фантазиям о всемогущем и вездесущем мажоре-воздыхателе, не знающем ни усталости, ни пресыщенности в поклонении прекрасной деве. Но в первом случае у героини сохраняется "нормальная" биографическая канва с ясной перспективой учёба-работа-киндер-кирхен. Во втором случае героиня выламывается из "нормальной" жизни, фактически не имев её (если измерять в экранном хронометраже) и не видя, куда можно вернуться.

IV.
Ещё два пласта различий имеют не литературную природу, а диктуются средствами кинематографического воплощения.
Во-первых, отличается визуальное позиционирование объектов зрительского любования и самолюбования.
В "Сумерках" сексапил главгероини не доминирует: актриса Кристен Стюарт довольно тоща, слегка сутулится, глаза запавшие. На второплановых ролях полно других девчонок, и зрительницы вольны идентифицировать себя с любой из них: с разбитной сисястой блондинкой, изысканной хрупкой брюнеткой или одной из трёх красоток-вампирш, две из которых похожи на валькирий, а одна и вовсе полна анимешной няшности. Мальчиков же подобрали так, чтоб зрительницы всерьёз заинтересовались только двумя - и оба без ума от главгероини, само собой. Усматриваю в такой расстановке сил приятную вариативность,

В "Орудиях смерти" у главгероини конкуренток нет. Актриса хороша во всех ракурсах и не испортила ни один крупный план. Но для девчачьей самоидентификации Лили Коллинз дискомфортна, поскольку не слишком похожа на чьё-либо обычное отражение в зеркале.



Ну а единственную молодую актрису на роль второго плана в "Орудиях смерти" снимали так, чтоб она выглядела мужиковатой особой без женской манкости.



Взамен невозможному в данном случае выбору женского ролевого образца зрительницам предлагается сосредоточиться на аттракционе юных красавчиков, подобранных в таком разнообразии, что выкладывание скриншотов отняло бы слишком много моего ценного времени. Впрочем, самого красивого мальчика убили прямо в начале фильма. Большая потеря, я вам скажу!
Основная ставка сделана на блондина с рахитичным строением лица. Кстати, этот актёр и в "Сумерках" снимался, в роли аутичного второпланового вампирчика. Мальчик привлекателен только в определённых ракурсах и при определённом освещении, то есть с прочими красавчиками "Орудий смерти" конкурирует примерно на тех же условиях, на каких Кристен Стюарт в "Сумерках" конкурирует с прочими девчонками.



V.
Практически единственное, чем "Орудия смерти" могли бы реально уесть "Сумерки", - изобретательный визуал. В то время, как в "Сумерках" нечто красивое подаётся как нечто гламурное, в "Орудиях смерти" внезапно проскальзывает приятная сказочная технофантастика с дроблением кадра на мелкие детали для разглядывания.
При виде подобного всегда начинаю бубнить про Жёне и Каро, - просто потому, что остальных мастеров современный зритель знает ещё хуже. Да и я хуже знаю, чего уж там.





Резюме:
С точки зрения полезности для общего тонуса и духовного самопереразвития, должна признать, "Сумерки" выгоднее. Они сюжетно прозрачны и аппелируют к более широкому (более универсальному?) социокультурному контексту. Выпороть автора диалогов, и цены бы "Сумеркам" не было.
Вот такое моё скромное мнение. Всех пороть.

2010-2019, детское кино, вампиры в кино, оборотни в кино, мистика пубертата, канадское кино, фэнтези, спящий агент

Previous post Next post
Up