Джекил и Хайд / Jekyll & Hyde (1-й сезон, Великобритания, 2015)

Feb 15, 2016 22:55

Честно изучила весь сезон, ничего не пропустив.
Впечатления смешанные.
Сериал супергеройский, с монстрами. Когда смотрела "Нацию Z", точно знала, для чего это делаю, - ради удовольствия испробовать вместе с авторами принципиально новое сказочное пространство. "Агентов ЩИТа" смотрела ради проверки персонажей на психологическую устойчивость среди дерзких сюжетных поворотов, "Доктор Кто" манит надеждой обрести целостность, "Сверхъестественное" искушает двойным дном благих намерений, "Гримм" интересен рисковой самопрезентацией зла в качестве добра.
"Джекил и Хайд" промахивает сгоряча все реперные точки, которые могли бы составить его философию.

1930-е годы. Двадцатисемилетний дипломированный медик Роберт Джекил, интеллигентнейшее существо, томится под колпаком лондонской демоноборческой полиции, потому что он тоже слегка демон и попал в их картотеку как потомок того самого доктора Джекила. В консервативных обществах предпочитают приглядывать за яблочками, откатившимися от кривых яблонек.



Несомненно намерение авторов польстить чувствам любителей ретро. Шляпы, интерьеры, автомобили с тканевой обивкой салона, заклёпки, деревянное и чистошерстяное, в голову лезут словечки "латунный", "парафиновый", "канифоль"...




Однако, несмотря на весь антураж, авторы не слишком увлечены настоящим ретро. Оно ведь должно быть в мозгах, а не в картинках. Если введению в сюжет старого домочадца с рефлексом услужения барчонку я была готова аплодировать, то иным фактам возмутилась: [спойлер]узнав о гибели всей семьи на Цейлоне, персонаж в Лондоне вообще не задумывается ни о поездке на могилу, ни хотя бы о телеграфной связи с организаторами похорон. Такое возможно, конечно, но только если вы одиннадцатилетний сценарист, сочиняющий байки для семилеток. Во всех остальных случаях персонажа каждые пять минут спрашивали бы, почему он всё ещё не купил билет на пароход до Цейлона и точно ли его серый костюм может считаться траурным. Приличия!

Ещё один признак неискренности в выстраивании визуального ретро - эксплуатация образа безумной блондинки Каллисто из "Зены - королевы воинов". На скриншотах рядком Каллисто второй половины 1990-х и персонаж из "Джекила и Хайда" 2015 года. Отсутствие укладки видно невооружённым глазом. Настоящая девушка 1930-х предпочла бы сделать себе харакири, чем появиться на людях в таком виде. Само собой, если вы одиннадцатилетний сценарист, то примерно так и представляете роковую красавицу, точь-в-точь Натаху из 5"б". Да, в области женских укладок современные стандарты пали ниже плинтуса, но нам, девчонкам, это только на руку, возни меньше. К счастью, прочие барышни из данного сериала причёсаны должным образом.




Пресловутый Хайд - прокачанный полугопник с клоунски-обострённой жаждой всеобщего внимания. "Малыша и Карлсона" давно перечитывали? Буйный охотник за плюшками "в расцвете лет", ага. Сам плюшки не печёт, но взамен оказывает услуги по организации досуга, а также вторгается в локус контроля каждого встреченного Малыша.




[спойлер]Словом, Хайд скорее аниматор, чем злодей. Он никогда не уклоняется от исполнения прожектов Джекила, переживает за семейное благополучие, возится с бабулей и сводным братцем, принуждению предпочитает соблазнение. И это странно, потому что сериал начался с чёткого - но единичного! - указания на садистическую составляющую натуры Хайда.
В целом же образ Джекила/Хайда оказался близок к "Человеку, который ловил самого себя" Бэзила Дирдена (1970). Что в очередной раз намекает мне, нельзя сбавлять темп, надо смотреть фильмов больше, чаще, ярче, синее, зеленее и мокрее, - переклички тут и там, только успевай удивляться.

Бросается в глаза желание авторов "Джекила и Хайда" наново перелепить куличики из супергеройской песочницы. Нам предложен новаторский в каком-то смысле супергерой в одном флаконе со своим банальным альтер эго... и многое другое: [спойлер]компетентные группи (один из которых получит волшебный дар)... лезущие из всех щелей разнообразные монстры и созвездие мистических аномалий... актуальный суперзлодей и злодейская организация в поисках мирового господства... правительственная организация в тех же примерно поисках.... охраняемое силами добра место-портал в иное измерение... лаборатория для изготовления всего нужного... достающаяся по наследству старинная книга-бестиарий... потерянные и возвращённые супер-родственники... зловещая роль СМИ... жаждущий воскрешения древний божок... Даже не знаю, чего может не хватать в этом списке. Обокрадены, вроде бы, все модные сериалы за последние пять-десять-пятнадцать лет.




Сперва я никак не могла справиться с удивлением от того, как организовано повествование. Отдельные сюжеты начаты и завершены, но общая картина хаотична, как будто по кругу всё новые рассказчики излагают своё продолжение истории, меняя акценты и отбрасывая детали. Картинка сложилась, стоило вспомнить, что передо мной английский, а не американский кинопродукт.
Если верить светочу мудрости, хранительнице знания, столпу цивилизованности, сосуду интеллектуального равенства википедии, супергеройские комиксы (с Суперменом) пошли в гору в 1938 году, а до тех пор, получается, жанр прозябал. Судя по отсутствию подплечников в женских платьях, действие сериала происходит до 1936 года, когда эта дрянь впервые вошла в моду. Значит, перед нами "историческое" художественное пространство, полное голода по супергеройским комиксам, т.е. голода по...

Да что же они такое, американские комиксы 1938 года, которые внезапно пришлись ко двору? Применительно к нашей теме - это управляемое городское мифотворчество, перевод языка социального хаоса на язык социальной логики, преодоление страха перед крушением культурных и цивилизационных основ заражённой вирусом вождизма Европы и оборона священных основ индивидуализма, ориентирующего рядовые судьбы на блестящие ролевые образцы, а не на унылую социальную предопределённость.

Похоже, авторы сериала искренне заинтересовались супергеройским универсумом в его конкретно-историческом генезисе и взялись с детской непосредственностью вручную перещупать все первичные точки бифуркации, какие смогли припомнить. Правда, зрители рискуют увидеть больше детской непосредственности, чем качественно ощупанных точек. Всё такое сырое, пунктирное, с желанием наспех досказать финал и жадно накинуться на следующую замануху. Чему удивляться! Аутентичность требует, чтобы происходящее в сериале ни в коем случае не сложилось в полноценный супергеройский универсум, всякий раз оставаясь на уровне недореализованных проектов. Это же Англия, а не США, здесь история комикса в 1930-х складывалась в ином ключе, и википедия в статье British comics пугает словом slapstick.

image Click to view

2010-2019, монстры в кино, комиксы, сериалы, британия рулит

Previous post Next post
Up