Слезы на моём лице сейчас - это личное. Зашла на Кинопоиск, затем на IMDb позаимствовать данные для фильмографических абзацев, а там... а там... там... Погодите, трудно с мыслями собраться. Дышать невмоготу, в глазах кровавые блогерчики, и хочется швыряться ядом в монитор горстями. В общем, факты таковы: несколько тысяч энтузиастов IMDb и шести баллов по десятибалльной не наскребли двум шикарным фильмам. Мы современники этих людей! Кто-то из нас - кто-то из них. Таковы тяжкие условия нашей духовной жизни. Всегда надеешься видеть вокруг себя передовых новаторов, искателей и нонконформистов, а стоит им открыть рот и ляпнуть - туши свет, отсталейшие регрессоры. Меньше шести баллов за высший класс. Мда. Мир юдоль скорби (с), в нём ничего не стоят улыбка Кори Хаймса и распутный прищур Пайпер Перабо. Одно утешает, русскоязычная голосовалка оказалась ближе к идеалам разумности и соразмерности, чем англоязычное позорище.
Шлепни ее, она француженка! / Slap Her, She's French! (Германия-Великобритания-США, 2002, реж. Мелани Мейрон) "настоящий манифест против застоя общественного мышления" (с) юзер Кинопоиска PALPATINE
КП - 4174 голоса, 6,186 балла IMDB - 4764 голоса, 5,1 балла У техасской старшеклассницы Старлы Грейди мать алкоголичка, отец разочарован, младший брат зануда, бойфренд вульгарное белёсое чмо, лучшие подруги стервы. Должно быть, именно по этим причинам каждый рецензент норовит начать свой отзыв с эпитетов "успешная" и "популярная". Золотая девочка, чего уж там. Во всяком случае, она твёрдо намерена быть золотой девочкой, чтоб не повторить судьбу своей матери. Действуя по рецептам фальшивой успешности, Старла невольно дала пространство для маневров необыкновенно коварному европейскому трикстеру по имени Женевьев, - хотя, будем справедливы, разметать в клочья выдуманный мирок благополучия сумела сама, своими руками. Старла не дура, но она живёт среди людей, чьих фантазий и амбиций хватает только на пользование готовыми рецептами, а рецепты не менялись примерно с 1877 года, когда Техас стал считаться южным штатом, реинтегрированным в США. Глядя из Евразии, ни в жизнь не заметишь в техасцах травму коллективного бессознательного - если только специально не постулируешь её наличие, сверившись со списком Конфедеративных Штатов Америки в википедии. Там же можно прочесть, что месяц спустя (!) после того, как южане официально капитулировали перед северянами, техасцы умудрились дать северянам ещё одну последнюю битву - просто потому, что не приняли изменений в окружающем мире и действовали по инерции. Вот такие они, сферические в вакууме настоящие техасцы с инерционным мышлением.
Поэтому я предлагаю усложнить нашу задачу и рассматривать "Шлёпнутую француженку" не как сатиру на американскую мечту, а как сатиру на сатиры об американской мечте. В барби-стайле героини нет искренности, вот что меняет дело. Если снимать о Старле Грейди сатирический фильм, то получится сатира на барби, но изначально сам образ барби - это интуитивная сатира девчонки на ожидания окружающих. Старла смышлёная и критически мыслящая девушка из сельскохозяйственного штата провинциалов-деревенщины. В таком качестве ей было бы трудно "реинтегрироваться" в стандарт успешности. Что ж, она создаёт из себя самой идеальную матрицу ботоксной барби, и это выигрышный билет. Умненькой провинциалке готов аплодировать только один-единственный умненький провинциал (или два, если считать малолетнего братца), а вот манерной барби аплодирует весь электорат. Чуете разницу? Я ж говорю, сатира на сатиру. Офигенно умный подростковый фильм, а ведь я ещё и не начинала разговор о трикстере, атаковавшем барби. Старла промахнулась, сделав ставку на респектабельные чаяния электората. Настоящий общественный успех - быть грязной девчонкой из влажных фантазмов.
Смотреть и пересматривать. Учиться и впитывать.
******
Все что угодно ради любви / Just One of the Girls / Anything for Love (Канада-США, 1993, реж. Майкл Койш) КП - 1458 голосов, 7,331 балла IMDB - 1106 голосов, 5,8 баллов
Хорошенькая школьница Крисси не знает, как отвадить от себя школьного хулигана-переростка Курта. Похоже, парня накрыла Всепожирающая Лю, и это грозит большими проблемами, потому что в водительских правах у Крисси стоит М, а не Ж. Не берусь описать степень прекрасности этой комедии. Она совершенна в каждой своей многозначной детали. Почему Крис/Крисси предпочитает чёрные платья? Знает ли праведная учительница физкультуры, что её ухажёр-полисмен вожделеет малолеток? Зачем мама Криса носит в своей сумочке пачку презервативов?! Сколько ещё бесполых лиц-манекенов мы увидим за полтора часа?!
Что только не сделает юный композитор, чтоб посещать престижный музыкальный класс в школе, куда опасно соваться из-за ссоры с местным альфа-придурком. Итак, шестнадцатилетний Крис, виртуоз маскировки и трансвестит поневоле, отважно ступил на территорию, куда ему нет хода по праву рождения: No Men Allowed. Он боялся попасть на минное поле, а нашёл зону комфорта: быть девчонкой весело и не мешает ни карьере, ни общению.
Ну, некоторые неудобства всё же есть, куда без них. Пришлось носить пуш-ап, брить ноги и скрывать от новой подруги и педагогов демаскирующую анатомическую деталь. Но тема демаскирующей анатомической детали неукротимо носилась в воздухе, визуализируясь в самый неподходящий момент - и всегда как угроза.
Любопытно, что пробуя себя в качестве мужского секс-объекта, Крис выбрал образ мистресс-доминантки и принялся щедро раздавать Курту пощёчины и унизительные приказы. Мне компетенции не хватает, чтоб истолковать это хоть как-нибудь. Видимо, насилие на чувственном и интеллектуальном уровнях это какой-то базовый мужской инстинкт коммуницирования. Что очень печально, ибо мирно и по любви - вполне достижимый вариант. Поменьше агрессии господа, поменьше покушений на святость личного пространства! Фишка фильма в том, что к этой простой мысли и Курт, и Крис/Крисси шли параллельно и одновременно, путаясь в искуственно (и искусно) усложнённой схеме агрессор/жертва.
Пока Курт и Крисси сыпали искрами, где-то на периферии зрительского интереса болталась прелестная блондинка Мари, предмет вожделений Криса. Это тот случай, когда хочется применить формулировку Цветаевой "пустое место всякой первой любви". Поразительно, но как женщина Крисси ни в чём Мари не уступила. И даже танцевала, в принципе, не хуже, с той разницей, что Крис учился танцевать впервые в жизни, а Мари якобы всецело посвятила себя танцам, оставшись при этом таким редкостным бревнищем, что режиссёр и оператор не рисковали лишний раз сравнивать её деревянную пластику с пластикой настоящих танцовщиц. Нахожу такое кастинговое решение крайне разумным. Будь на месте Мари девушка по-настоящему яркая и сексуальная, присущий мальчикам соревновательный инстинкт сыграл бы с юным фальш-трансвеститом злую шутку и путешествие Криса в запретное женское зазеркалье заиграло бы излишне провокативными красками из-за превращения девчачьего мирка из зоны комфорта в зону престижной самореализации.
Желанным спойлером лично для меня стал финальный аккорд. Ради чего были все эти мучения с переодеванием? [СПОЙЛЕР]Чтоб отдать сцену девчонкам!