Пассажирка в кинозале (о фильме А. Мунка)

Apr 12, 2009 12:54

Пассажирка
Польша, 1963. Продолжительность 58 мин.
Реж. Анджей Мунк (умер во время съёмок), Витольд Лесевич (монтаж для показа отснятого материала публике).

На круизном лайнере немка Лиза, замужняя дама откуда-то из Аргентины, внезапно узнаёт в одной из пассажирок женщину из прошлого, некую полячку Марту. Лет десять назад Марта была заключённой в концлагере, а Лиза - её надсмотрщицей.
Лиза не может скрыть от мужа своё волнение, и ей приходится рассказать ему правду - как она выбрала Марту, чтобы сделать своей правой рукой, буфером между собой и заключёнными. Однажды Лиза даже спасла Марте жизнь. Но Марта своим упрямством и нежеланием идти на контакт всё равно погубила себя.
Разумеется, правда для мужа сильно отличается от тех фактов и чувств, которые Лиза хранит в своей памяти. В 1944г. между ней и Мартой развернулась самая настоящая дуэль характеров.
Лиза требовала полного подчинения, а Марта словно жила в другом мире, над которым Лиза была не властна. Марта смела любить заключённого Тадеуша и пользоваться взаимностью. Марта смела быть сама по себе. Быть счастлива сама по себе. Пила глотками малые капли своего счастья, и вызывала в Лизе жесточайшую зависть. Марта смела бороться и побеждать. Марта смела спокойно шагнуть навстречу неминуемой смерти.
Даже годы спустя Лиза остро переживает своё поражение.

Посмотрела 5 апреля и только сегодня, наконец, подобрала хоть какие-то слова, чтобы сформулировать, почему мне не понравился бы этот фильм и законченным, полностью отснятым и смонтированным под руководством Мунка.

Я не поняла, на каком именно конфликте держится фильм. Почему именно Марту во что бы то ни стало хочет сломить Лиза. То есть, если это фильм о каких-то механизмах фашистского давления, ломающих психику.

Сама Лиза изначально фашистка, и ничего в ней не ломалось, а только расцветали пышным цветом подлинные свойства её характера. 
Марта изначально крепче стальной пружины, и у Лизы нет ничего, чем можно было бы сломить Марту. Лиза полагала, что приманкой может стать Тадеуш. Но, - неумеющая ничем жертвовать даже в мелочах, - самодовольная немка просто не способна понять, что для Марты есть вещи, стоящие над личным счастьем, и уж тем более над личным комфортом.

Возможно, Марта была выбрана Лизой как тот человек, моральный авторитет которого, в случае успеха дрессировки, послужит массовому подчинению заключённых. Тогда я не понимаю, как можно рассчитывать на сохранение морального авторитета отдрессированным у всех на глазах предателем.

Наблюдая, как одна женщина пытается непременно стать для другой женщины самым близким и необходимым человеком, мне оставалось только предположить в Лизе нереализованные лесбийские наклонности.
Но не может же "Пассажирка" быть рассказом о сексуальном влечении палачей к жертвам! Тем более, что ничего такого Лиза так и не проявила.

Возможно, это фильм об отсутствии раскаяния в палачах. Тогда, действительно, невозможно его оценить по достоинству без сцен на лайнере. 
 

военное кино, психологический психологизм, 1960-1969, польское кино

Previous post Next post
Up