Подбросить дровишек в костёр теорий

Nov 18, 2015 14:56

С тех пор, как в связи с сериалом "Teen Wolf" довелось сострить, мол, кинематографическая симптоматика обращения мужчины в оборотня детально схожа с симптоматикой дамского ПМС...
в башке вертится что-то такое про шутку и долю шутки, забыла.
Но ведь реально схожая симптоматика! Подчинённость природному циклу. Физиологическое умирание-обновление. Бодимодификация (у оборотня снаружи, у женщины внутри). Резкое уменьшение уровня доброжелательности, вплоть до желания рвать и метать.
Фильмов, где оборотень изначально женщина, не так и мало, а сама кинематографическая разработка темы женщин-оборотней началась ещё в 1940-х. Но всё равно снова и снова образ оборотня примеривают к мужчинам. Надо же, какая настойчивость в демонстрации воображаемого мужского ПМС. Не иначе, кинематографические мальчики ищут в себе тёмное женское начало. Очень тёмное. И какое-то дико извращённое, потому что оборотень, вроде как, альфа-самец, раз способен голыми клыками порвать в клочки любого качка.
Вывод: оборотень - метагендерная фантазия, сплав мужского и женского не в "уродливо"-гермафродитное, а в нечто хтоническое, победительное и могучее, превосходящее данное нам от природы.

Перехожу к теме зомби. Классических довоенных зомби не трогаю, я в них дюже не сильна. Зомби-юмористов из "Возвращения живых мертвецов" О'Бэннона ("Мозги!") тоже не беру, они сами по себе тема. Беру привычных всем ромеровских зомби, т.е. мертвецов с восстановившимися первичными рефлексами.
Их физиологическая суть в отсутствии чего бы то ни было волшебного. Трупы, ходячие, скучные. По одиночке убогие, коллективами непобедимые. Кинематографисты эксплуатируют тему пожирателей живой плоти, из-за которой ромеровские зомби это всегда биомашины смерти, гильотины ходячие, и взывают только к оборонительно-убегательным моторным рефлексам зрителя.
Но само по себе пожирание живого, тёплого мяса... Неужели тут ключевым является "пожирание", а не "тёплое"? Представьте, что всё, чего хочет зомби, это прижаться к тёпленькому, как цыплёнок к грелке. Банальный энергетический баланс, куда более доступный, чем пережёвывание живой плоти при нефункционирующем обмене веществ. Один-два таких зомби, сиротливо трущиеся возле вас, более-менее безопасны. Если вы гламурная барышня, то прикупите своим зомбям приличные костюмчики и сделаете макияж в едином стиле или резко контрастирующий, чтоб оттенить свой тонкий вкус. Если вы бессовестный мужлан, то станете отгонять зомбей-попрошаек, пока не подвернётся особо симпатичная дохлая леди. Возможно, крупный толстый зомби помешает вам свободно передвигаться, но это же терпимо. Опасно только скопление зомбей, потому что желая прижаться к вам, они должны пробиться сквозь толпу конкурентов, а это давка и беспредел.
Вывод: ромеровский зомби - (потенциально) образ дряхлой старости, требующей у "молодых" перераспределения энергетических ресурсов в свою пользу. Кинематографисты нарочно годами уводили своих зомби от экзистенциальных тематик в сторону тематик социальных, в сторону критики всех категорий получателей пособий и кредитов. Т.е. метафору дряхлой старости продвигали в мозг зрителю как угрозу экспоненциального роста требовательных иждивенцев, а не как бытовую норму. Возможно, рост кинематографических симпатий к зомбям в последние пару десятилетий и поиск им ниши для мирного сосуществования с живыми, - всё это как-то связано с выработкой нового статуса старости в обществе. Да, именно наши поколения станут первыми поколениями, создавшими новую мифологию взамен древней, где старцы водились не в изобилии (отчасти были даже дефицитны) и никого не пугали своим количеством.

оборотни в кино, тренды кино, зомби в кино, теория кино

Previous post Next post
Up