"...в ночное время, когда силы зла властвуют безраздельно" (с) классика

Nov 08, 2015 16:52

Теоретически, если лубочное кинопроизведение оснащено музыкально-ритмизованной последовательностью действий, комико-лирическими типажами и простенькими ребусами интерпретаций, то это располагает целевую аудиторию к комфортному просмотру. Как назло, "Парню с нашего кладбища / Paren s nashego kladbishcha" Ильи и Антона Чижиковых (Россия, 2015) не повезло попасться на зуб хорророманам - жуют и сплёвывают. Их тоже можно понять, изнывают по новым вершинам жанра.
Меж тем, перед нами ещё один - наряду с "Глотком" Роба Стефанюка (2009) или, скажем, "Последними девушками" Тодда Штраус-Шульсона (2015) - пример того, как тёплое-ламповое упрощение подминает под себя усложнённые формы остросюжетных жанров, из любых ужасов вылепляя мелодраму и/или водевиль.



- Давайте поговорим о некрофилии. Не бойтесь быть непонятым, я свой!

Давайте поговорим о месте персонажа в структуре кинопроизведения. Вам кто угодно не подумавши ляпнет: персонаж элемент структурообразующий. Мол, что такое комедия братьев Маркс без братьев Маркс, это ж одни титры останутся. А вы в ответ этак с придыханием: не надо ля-ля, хоть Розенкранц и Гильденстен в альтернативной пьесе тянут на себя одеяло, а по гамлетостраданиям всё равно полный расклад. То есть, гамлетам не обязательно быть центральными персонажами, структура произведения всё равно выведет именно на ту тему, которая всех главней. (И в случае с братьями Маркс вы естественным путём придёте к мысли, что они не просто персонажи, а маски, но сейчас не об этом).

Тем не менее, в первые дни проката большинство рецензентов сделали ставку на персонажа и сосредоточились на поиске в образе Парня-с-Кладбища реминисценций образа Данилы Багрова. Нижеследующий скриншот трактует их усилия как однозначно не в ту сторону направленные. На скриншоте Парень на фоне Брата беседует с Братом-2.



Данила Багров сейчас был бы авторитетным товарисчем хорошо за сорок, так что у братьев Чижиковых за него работает актёр Игорь Жижикин. Именно персонаж Жижикина наделён аурой силы и репликами проповеднического характера.

Возвращаясь к теме структуры кинопроизведения. Давайте уже, наконец, считаем месседж фильма Чижиковых, который подан в лоб сто двадцатью разными способами.
Какой фильм сейчас самый главный в теме беспокойных кладбищ? Правильно, "Dellamorte Dellamore" итальянца Микеле Соави (1993). Ниже даны вперемешку обесцвеченные кадры из "Парня с нашего кладбища" и "Dellamorte Dellamore". Впрочем, и без всяких сравнений заметно, что выстроенный в лесопосадках под Ярославлем макет кладбища с московской окраины не косит под православную аутентичность. Аутентичность у Чижиковых совсем другая, условно-итальянская, поэтому-то пирамидка со звёздочкой на первом кадре подборки смотрится чужеродно.













И какова же фабула "Парня с нашего кладбища"? Простые обыватели лишены возможности декорировать могилы родственников по своему вкусу, потому что администрация кладбища монополизировала всё и вся по грабительским расценкам. Там, где администрация ходит на задних лапках перед денежной клиентурой, складывается уродливая бандитская аллея. А там, где администрация бьёт неплатежеспособную клиентуру по рукам, кладбище выглядит старинным, запущенным и не православным. Занятный контраст.

Нанятый защищать финансовые интересы администрации молодой кладбищенский охранник берёт дело в свои руки и...
...и мы так и не узнаем, каким станет вверенный объект под его мудрым руководством. Всё только начинается, как бы говорят нам авторы, и какая именно Россия здесь с колен поднимается, большой вопрос. То ли общеевропейское наследие отмоют и в порядок приведут, то ли отзеркалят помпезную бандитскую аллею, полную шедевров дизайнерской дикости. То есть, имеется непонятное иностранное, очень красивое, и понятное отечественное, очень уродливое. Месседж фильма - отсутствие третьего варианта, отсутствие чего-либо красивого отечественного.



Не будем забывать, благородная роскошь дизайна "Dellamorte Dellamore" - это дизайн Ада. Сопоставление зарубежного Ада с пошлой отечественной альтернативой заставляет по-новому взглянуть на позитивный настрой российского фильма. Нам предлагают быть теми оптимистами, которым плевать на любое наследие, ибо никакого ценного наследия у нас как бы и нет. Мол, пора строить самим, и строить с нуля.

Братья Чижиковы идут в профессию по проверенной поколениями схеме: вчера короткий метр недорого, сегодня длинный метр недорого, а завтра и чего покруче отчебучат, дайте срок. Тут главное что? Главное держать в кулаке сценаристов. Вы же знаете эту публику, там глаз да глаз. Рэй Брэдбери только начнёт сочинять сюжет, отвлечётся на секундочку, а Роберт Шекли уже до финальной точки допечатал, и сверху крупными буквами "Алексей Тимм", чтоб Рэй не догадался. Вот так родился сценарий поучительной дебютной короткометражки Чижиковых "Ушелец" (2014, есть на Ютубе) на тему определяющей роли хронопутешествий в литературоведческой эвристике.

Сейчас мы наблюдаем творческую карьеру Чижиковых на промежуточном этапе - в стадии недорогого полнометражного дебюта, где помимо постановщиков официально дебютировал ещё и сценарист Владимир Серышев (который и раньше был сценаристом, но быть сценаристом без экранизаций, согласитесь, совсем не то). Вот тут во вводной справке и последующем куске сценария написано, что изначально, в 2012 году, "Парень с нашего кладбища" назывался "Без выходных" и зрителя предполагалось загрузить подробностями биографии Парня. Судя по итоговому результату, авторская команда намеренно освободила главгероя от биографических деталей, как был свободен от них Франческо Делламорте.

Согласитесь ли вы теперь списать на случайные совпадения такие мелочи, как три омовения Парня-с-Кладбища в ведре (конспирологически точно совпадающие с тремя омовениями персонажа Руперта Эверетта в ржавой душевой) и нашествие лихих мотоциклистов-беспредельщиков? Сценаристы тоже люди и любят сигнальные маячки, демонстрирующие, что они пришли в профессию не от сохи, а от экранов с классикой.






2010-2019, российское кино, криминала будни нелегки, малобюджетное кино, привидения в кино

Previous post Next post
Up