Ныне отпущаеши

Oct 22, 2015 20:15

На страже смерти / Deathwatch (Великобритания-Германия, 2002, реж. и сценарист Майкл. Дж. Бассет)



Мистический сюжет об остатке английской роты, чудом выбравшейся с одного из полей боёв первой мировой. Англичане забрались в опустевший немецкий окоп, где поймали перепуганного немца Фридриха, а он истерически вопил, мол, всем хана, потому что здесь поселилось Неведомое Зло.
Для всякого современного зрителя довольно предсказуем финальный спойлер. Всё-таки такого рода спойлеру удивляешься только однажды, а потом считываешь с полпинка при первом намёке.

Итак, группа военнослужащих, погибших в ходе плановой атаки, претерпевает мытарства по пути в Чистилище, не догадываясь об истинном положении дел. Вход в Чистилище выглядит, мягко говоря, не Валгаллой: гниющие трупы, бесконечный дождь, малоизысканное общество и ни одной розовощёкой брунгильдочки для общей уютности. А что мы хотели? Это посмертное коллективное видение людей, скончавшихся в состоянии кто шока, кто амока, и все насильственной смертью, без отпущения грехов. Хотя они пытаются сохранить видимость цивилизованности, но даже добренький врач в итоге оставил тяжелораненого без догляда.

Поскольку воспитана не в православной, а в марксистско-ленинской традиции, то католическое Чистилище всегда воспринимала как естественный феномен. Мало ли что придумают чудики, никогда не сверявшиеся с Большой Советской Энциклопедией. Меж тем, католическая теория Чистилища остаётся сумеречной зоной межконфессиональной напряжённости и существенным препятствием для экуменизма. Суть пребывания католика в Чистилище состоит в том, что вопросы избавления его от тяжести грехов решаются не изнутри на месте, а извне, т.е. на Земле, среди живых католиков. Сам католик в Чистилище ничем не занят, пребывает в покое и набирает проходные баллы в Рай за счёт поступающего с Земли адресного прощения (а заодно и за счёт безадресного всепрощения, наверное? - не сильна в теории, а от википедии толку мало).

Я бы сказала, кинематографические игры с католической догматикой ясности в вопрос не привносят. Да вот хотя бы Фридриха взять. Дантевские фантазии насчёт ангела, сторожащего вход в Чистилище, предлагаю в расчёт не брать. Если считать Фридриха ангелом-диспетчером, сортирующим грешников, то его способ ведения дел сомнителен: он предоставил грешников самим себе и уклонился от тщательного мониторинга. Логичнее предположить, что он такой же грешник, но в силу неких подлых дел, оставленных за кадром, его в само Чистилище упокоиться не пускают, устроив небольшой предварительный Ад для острастки, чтоб перевоспитался. Видимо, за Фридриха никто на Земле не молится. Моя рабочая версия: он где-нибудь закадром сжёг приют с сиротками.



Главгерою фильма столь же трудно получить адресное прощение, ведь вряд ли среди живых остался хоть кто-то, кто вспомнит о Чарли Шекспире. Пацан сирота, иначе с чего бы его в 16 лет понесло в армию обманом, - явно харчеваться, зачем же ещё. Упоминается стаж работы Чарли переводчиком у французов. Стало быть, юнец уже с год к казённому довольствию жмётся. Как так вышло, что французы спровадили своего малолетнего переводчика на передовую? Такое могло получиться, только если Чарли нигде не записан и никто за него не похлопотал. Всем плевать на него, короче. Так что смерть Чарли стала фактом статистики, ничьё сердце не задев.
Своё личное прощение и отпущение грехов Чарли получил там же, у входа в Чистилище, когда убиваемый произнёс имя убивающего без ненависти. А там и недоангел подоспел со своей долей прощения. Двух заступничеств со стороны безусловных убийц-маньяков хватило малышу Чарли для получения путёвки в Рай. Вот только не пойму, как мертвец может благословить мертвеца. Эх, не сильна я в канонах потому что.



Вопрос, с каких позиций раскрывается сюжет, с католических или с протестантских, и какие именно религиозные постулаты критикуются, а какие берутся за аксиомы, остался для меня открытым. Лютеране идею Чистилища люто не одобряют, как и англикане. Взгляды экуменистов 2000-х википедия не осветила, так что фиг с ними.
Зато стало понятно, почему так перевозбудился религиозный фанатик Брэдфорд, ротный радист. Он католик, именно поэтому его подкалывают, называя папой римским. Прослушав радиосводку о своей смерти, он законно возмущён: мало того, что попал явно не в Рай, так ещё и бок о бок с парнями оппонирующих конфессий. Где справедливость, а?!



Нижеследующий кадр меня смутил. Не скажу, чтоб я персонажей так уж резво в лицо отличала. Но вроде, это Чарли Шекспир, а не запертый военнопленный немец? Проблема в том, что кадр этот "увиден" глазами самого лопоухого Чарли задолго до финала, и я не смогла соотнести картинку с сюжетом.



P.S. из википедии: "Положения, касающиеся обращения с военнопленными, содержатся в Гаагских конвенциях 1899 и 1907 годов. В ходе Первой мировой войны эти правила обнаружили ряд недостатков и неточностей".

военное кино, дух духовности духовитый, мистика экзистенциальных переживаний, 2000-2009, немецкое кино, мужское бессознательное, британия рулит

Previous post Next post
Up