Опасное пробуждение / Wake in Fright / Outback (Австралия-США, 1971, реж. Тед Котчефф)
Парню в костюме к лицу ухмылка циника.
По пути в столицу во время каникул респектабельный школьный учитель-филолог из глухой затутыры Тибунда умудрился застрять в чуть менее глухой затутыре Ябба. К утру транзитный пассажир втянулся в опасный мир чисто мужских развлечений затутырного ковбойского уровня.
Ничего так развлёкся, нормальный дауншифтинг. По выходу из больнички... Впрочем, сейчас не об этом. Сейчас о том, какие кинематографические ассоциации вызывает "Wake in Fright".
Кастинг несколько усложняет дело. Стройный, интересный блондин фотомодельной внешности, веки с наплывом, пластичный, органичен в дизайнерских интерьерах. В принципе, это описание персонажа из "Правящего класса" Питера Медака (Великобритания, 1972). Правда, тот был маньяк-убийца с тоталитарными амбициями, если помните, а наш герой не настолько инфернален, всего лишь хороший парень без добрых намерений.
VS
В отличие от позднейших фильмов про "яппи" и "дауншифтеров", которые "как все", здесь на первый план выдвинут человек необыкновенной физической привлекательности. То, что называют витальностью, так и дышит с экрана. Совершенно посторонние люди норовят вторгнуться в личное пространство филолога-отпускника. Общение с незнакомцами полно чувственных моментов.
Я бы сказала, именно тут ощущается наибольшая разница с "После работы". Персонаж у Скорсезе неаппетитен, кидающиеся на него одинокие неудачницы не заставляют зрительниц что-то там предвкушать даже в момент намеренной авторской провокации. Персонаж предвкушает, да, но зрительница скорее предпочтёт, чтобы камера уползла вбок. (Разумеется замер произведён только моим личным сексапилометром, но вряд ли я сильно ошиблась).
Есть и ещё кое-что, делающее персонажа "После работы" заведомым аутсайдером в соревновании с парнем из "Опасного пробуждения" за зрительскую эмпатию, - боязнь толпы. Обуявшая тибундийского филолога игромания прямо в кадре объясняется желанием запрыгнуть в социальный лифт, вырваться из Тибунды. Однако и большие деньги, и дыхание возбуждённой толпы важны одинаково. Филолог наслаждается энергией забитого телами пространства. Эмпаты трепещут у своих экранов.
Кстати, в один год с "Опасным пробуждением" зрителей порадовал ещё один нерядовой фильм, где главгерой-симпатяга побуждал людей стремиться в его сторону с желанием прикоснуться, сам не сторонился опасности, и всё это в антураже пыльных полупустынь и жарких ночей. Разумеется, имеется в виду "Исчезающая точка" Ричарда Сарафьяна.
В каком-то смысле из мира респектабельности в мир грязных наслаждений окунулся и персонаж "Южного гостеприимства" Уолтера Хилла 1981. Его несомненная физическая привлекательность сразу наводит зрителей на мысль, что в компании мужчин-спутников найдётся хотя бы один, рассчитывающий заработать тег "броманс".
_
Насчёт броманса в "Опасном пробуждении" не густо, но имеется такой персонаж, как сторонний наблюдатель-советчик, подталкивающий главгероя к пропасти. Мы, говорит, нарушаем правила. Подразумевается дивный дар не испытывать стыд за неудачи.
А неудачи не заставили себя ждать. Проигравшись в пух и прах, герой пал на дно. В недавние времена это состояние тела и духа называлось "ездил на дачу": обходился без канализации, жрал с земли немытое, пинал тараканов, носил нестиранную одежду и был абсолютно счастлив с вечера пятницы до вечера воскресенья. Теперь дачи стали другими, продвинутыми, и поэтому пользуются куда меньшей популярностью; проще смотаться в Турцию, там не надо готовить и мыть посуду.
И, собственно, что он потерял, расставшись с галстуком? Так что в смысле ассоциативных рядов мой итоговый выбор - "Вышибала" Джорджа Ромеро (2000). Герой "Вышибалы" - чистенький офисный яппи, который в социальном плане достоин большего, чем имеет, но не дорожит ничем: он чувствует, что поездки на социальном лифте только отчуждают биографию от человека, а личной радости от них никакой. Тогда яппи решился сломать психологические барьеры, преступил все черты и... нашёл способ возвращаться обратно, хотя пришлось поселиться на социальном дне. То есть, маргинальность сделала его богаче и ничего существенно важного не лишила.
Герой "Вышибалы" нарушал правила и получал удовольствие именно от их нарушения - но так же свободно обходился без удовольствий. Если считать адреналинозависимость наркоманией, то он остался совершенно здоров. Именно эту точку не поставил австралийский режиссёр в своём фильме про загулявшего филолога. Мы так и не узнаем, падёт ли на тихую Тибунду ослепительный отсвет скудных ночных огней разгульной Яббы. И всё же движение от "Опасного пробуждения" к маньякотриллеру "Вышибала" уже началось. Скрип социального лифта, чёртов галстук, утомлённость от собственной лояльности и респектабельности и... Вдохни ночной воздух.
Кстати, если носитель опыта разгульной жизни всё же пойдёт на поводу у собственных предрассудков и предаст себя счастливого, то может получиться фильм "Неизвестная тварь" (1983, реж. Джордж Косматос) - о битве топ-менеджера с приличных размеров крысой. (Я уж не говорю про "Американского психопата" Мэри Хэррон 2000, но там отдельная тема о человеке, который ни одной секунды в жизни не умел быть счастлив).