Как утопить доктора Мрачека, или Конец водяных в Чехии / Jak utopit doktora Mráčka aneb Konec vodníků v Čechách
Сказочная комедия положений для взрослых, с трюковыми съёмками.
ЧССР: Киностудия Баррандов, 1974 (премьера 1 марта 1975).
Реж. Вацлав Ворличек (Václav Vorlíček).
Два с половиной миллиона зрителей посмотрели комедию Вацлава Ворличека в год её премьеры.
Либуше Шафранкова сыграла эмансипированную барышню Яночку Водичкову из семейства чистокровных пражских водяных Водичков.
На городском пляже ей довелось очаровать молодого дипломированного специалиста Индру Мрачека, когда он чуть не утонул. Пусть Индра очкарик, а не плейбой, но сердце девичье не камень, знаете ли.
Так это же папеньке Яны, простодушному водяному Алоису Водичке, велено окаянного Мрачека утопить! Слишком уж законопослушен выучившийся в университете очкарик. Написано в законе - улучшать чешским гражданам жилищные условия, будет улучшать, даже когда его об этом никто не просит. Ишь чего удумал - снести старый дом, в котором живут водяные... в котором такой чудесный, уютный, затопленный подвал.
Уж уговаривали водяные Мрачека отозвать свою подпись с приказа о сносе их затхлого жилья, уж бродили по властным кабинетам... всё зря. Алоису Водичке - новую квартиру, отсыревший дом под снос, и вот-вот все кругом узнают тайну бессмертных хозяев чешских рек. Решено, доктор Мрачек должен утонуть в любой подвернувшейся капле воды.
Коллизии сказочного ромкома вписаны в, не побоюсь этого слова, классовый конфликт. Долгих триста лет кичливый и хлопотливый пан Вассерманн (звезда чешского кино Милош Копецкий) держал в кулаке с помощью волшебной палочки всю маленькую водяную мафию.
Семейство Водичков трудится, а богатеют Вассерманны. Вон сколько утопленных душ насобирали в фарфоровые кружки! Даже мама доктора Мрачека поражена.
Кстати, неспроста водяной-угнетатель носит немецкую фамилию (Wassermann), а водяной-угнетаемый - чешскую (Vodička). Надо полагать, это прозрачная аллюзия на [зло]памятное немецкое засилье, нараставшее со времён проигранной чехами Белогорской битвы 1621 года вплоть до почти полной германизации к началу XIX века, когда чешский язык сохранялся только и исключительно в деревнях.
Впрочем, перспективы германизации в ХХ веке получили иное историческое обоснование. Европа в кризисе: дурная экология, кругом плотины, новое поколение водяных ассимилируется и выбывает из когорты бессмертных. Из Гамбурга к двум последним пражским водяным барышням посланы два франтоватых немецких водяных жениха. Национализм побоку, надо спасать популяцию от вымирания! А также побоку и железный занавес, само собой. Да и какое дело водяным до социализма и капитализма, они же бессмертные и противятся любому прогрессу. Или уже не противятся?