Усатый нянь (К/ст им. Горького, 1977, реж. Владимир Грамматиков)

Jul 12, 2015 15:38

Педагогический шантаж лишён сантиментов. Либо раздолбай с душой художника Кешка Четвергов согласится тянуть лямку в ночной смене круглосуточного детсада, либо постановка на учёт и перспектива неба в клеточку. Дальше дело техники: стая из трёх десятков пятилетних ангелочков сделает ответственным человеком даже последнего раздолбая, пардон, Иннокентия Петровича.



Не удивлюсь, если эта лирическая комедия для семейного просмотра уникальна не только в советском, но и в мировом кинематографе. Подобрать какой-либо аналог просто не берусь. Это такой сам по себе фильм, вообще ни на что не похожий. Имея статус чего-то запредельно божественного, совершенного и гармоничного, он сопровождал меня всё детство, оставаясь телевизионным хитом из первой десятки. Особому обожанию подлежали много-много весёлых игр и всамделишний жуткий хоррор в эпизоде с примеркой тапочек.



Однако пора осмыслить и то, чего мы в детстве-юности обычно не замечаем.

Пластинку с физзарядкой заело: "Пошире... пошире... пошире...". Дети честно раскорячились и попадали.



Тут же камера тычет зрителя носом в надпись "Сделано в СССР".



Зачем вообще нужен этот кадр? Для постановки сцены было бы достаточно, чтоб Иннокентий Петрович правой рукой за кромкой кадра выключил проигрыватель, а левой рукой втащил в кадр свою гитару. И тогда никаких двусмысленных "Сделано в СССР".
Ну что ж. Что "сделано", то сделано. В СССР, так в СССР.
Ага, как бы не так. Да, прямые намёки авторов на культурно-исторические истоки талантов нянечки Арины Родионовны мы смело спишем на комедийную составляющую и будем правы. Подловят нас на другом. Странной формы шапка на разнорабочем... контур здания в глубине кадра... Почему двор советского детского сада так похож на двор дореволюционного монастыря, где Кешка Четвергов выглядит инородным телом?





В финале восемнадцатилетний Кешка острижен и готов уйти в армию. Это по сценарию, где "сделано в СССР" норма и естество. А на экране что? На экране ангел, хоть сейчас на икону (или мудрый инопланетянин, что в принципе примерно одно и то же). Златые ангельские кудри винтажно стрижены "под горшок", с армейским бесцветным "ёжиком" их никак не перепутать.
Новообращённый ангел покидает свой монастырь. Состоится ли его служение - бог весть. Финал полон странного надрыва, не бравурен, не позитивен. Финал-прощание.


советское кино, дух духовности духовитый, гностическое рядом, 1970-1979, комедии, детское кино

Previous post Next post
Up