Повелитель иллюзий / Lord of Illusions (США, 1995, реж. и сценарист Клайв Баркер)

Dec 20, 2014 10:18

К середине 1990-х Клайв Баркер, видимо, устал отбиваться от глупых вопросов и умных трактовок. В любом случае, настоящим киносказочником он так и не стал: всегда оставлял за кадром большую часть повествования, а в хорошей сказке за пределами самой сказки ничто не должно иметь значения.
В частности, "Повелитель иллюзий" причиняет мне как зрителю интеллектуальную травму. Кажется, что тебя сочли поверхностно мыслящим малолетним дурачком и пересказали библию зачитыванием алфавита. А где же сама библия? Если считать непонятный сюжет и конструирование монструозного среди будничного за фирменный стиль Баркера, то этот фильм чрезмерно фирменен даже для него. Впрочем, стрельба в упор по голографической мумии-"привидению" наглядно соединяет монструозное с будничным в одном кадре.



Сюжет "Повелителе иллюзий" становится понятней, если принять, что о прозрении тёмных глубин Клайв Баркер здесь даже не заикался. Просто обозначил сам факт их существования. Тёмные глубины очень глубоки и очень темны, - что ж тут не понять, - но чувственное их познание извне невозможно, - и с этим тоже трудно не согласиться.
А сам сюжет построен вокруг конфликта между потреблением и креацией чудес.
Потребители чудес, - в данном случае мрачных тёмных чудес, - жаждут получать чужое и не умеют создавать своего. Иными словами, им нечего дать взамен своему злому волшебнику, кроме новых требований и понуканий.



Меж тем, злой волшебник нашёл одного-единственного ученика, способного не только брать, но и отдавать. Однако, обмен чудесами со злым волшебником ученику ни разу не интересен, поскольку он так и не стал мазохистом и для него то, что можно взять из темноты, далеко не так приятно, как то, что можно взять из белого света.



Выражаясь языком текущей современности, перед нами что-то вроде конфликта двух топ-блогеров. У каждого своя маленькая армия единомышленников, почитателей и просто подпевал. Но обоих сжигает великое блогерское пламя, потому что желанный диалог - только с оппонентом, а разругались-то вдрызг, до кровавых ошметьев.



Может, поэтому "Повелитель иллюзий" и не вызывает чувства, что ты видишь нечто необычное. В 1995 году интернет не играл большого значения в бытовом интеллектуальном обмене. Теперь играет. Если два топ-блогера разругались, это разве достойно экранизации?.. Тем более, когда между ними зачем-то поставлен молчаливый общественный модератор обоих блогов, готовый в любую секунду начать удалять посты.


сша кино 1990-х, 1990-1999, сетевое в кино, мистика социального маркетинга

Previous post Next post
Up