В зоне вечной мерзлоты, где-то через пару километров от таблички "Граница Полярного круга", беглый рецидивист, угрожая огнестрельным оружием, захватил рейсовый автобус того маршрута, которым отбывают в сторону тёплых краёв местные работяги-временщики с рюкзаками накопленных "северных" зарплат. То, сё, стрельба, а дальше либо паника, хаос и гнильца, либо воля коллектива подавит волю социопата.
Но в 2014 году куцые дискурсы некомильфо. Честные рабочие парни, уголовник с комплексом нигилиста и надвигающаяся пурга, тут всё примерно ясно, зацепиться не за что.
Меж тем, фильм цеплял тогда, цепляет и теперь. Поэтому есть смысл слегка подрегулировать оптику.
Например, так.
Суперэлитный альфа-самец (Леонид Марков)
и группа самцов не столь высоких рангов,
которым противопоставлен лощёный сеятель сплина с тёмной харизмой (Валентин Гафт),
силой обстоятельств вынуждены проявить себя на глазах у двух престижных самок.
В такой ситуации становятся возможны необыкновенные чудеса. Даже, может быть, местную красавицу внезапно очарует неказистый Виктор Павлов, если поучаствует в паре подвигов.
Нет. Такая трактовка столь же убога, как и ожидание крутых драк, погонь и драйва от фильма о битве добра со злом, когда белым по чёрному сказано, что историю вылепили нежные женские руки. Женщинам, как правило, плевать на мужские разборки, кто тут кому альфа-самец. Мы сердцем сразу выбираем. Кошельком да, возможны варианты, но сердцем сразу.
А фильм начинается с рассказа о том, что в краях, где нет ничего важней работающей электростанции, упёртый энтузиаст сварганил теплицу и выращивает там цветочки. Вот, какому-то молодому папаше букетик всучил по поводу первенца. Начальник самой главной местной стройки (Леонид Марков) в шоке. У него план по вводу в строй объектов горит, а этот "хохол" (Виктор Павлов; кстати, впервые обратила внимание на то, что в советском фильме 1970-х могло употребляться слово "хохол" вместо "украинец") любой обрезок трубы для своей теплицы втихаря со склада тащит.
Всё, собственно. Один суперэлитен и орёт на подчинённых, чтоб пошевеливались, а другой сам завалященький, зато выращивает цветочки на радость молодым матерям. У одного забота о людях на высшем уровне систем жизнеобеспечения и в режиме полного абстрагирования, а у другого конкретно-адресная забота милыми пустячками. Это не фильм, как мужики между собой разбираются, кто самый крутой. Это фильм, которого из них женщина выберет. Причём сценаристке очень важно, чтоб и мужчины женский выбор приняли и одобрили, поэтому "хохол" себя проявил положительно, уважение начальника стройки заслужил и даже более того, стал тому всячески дорог и сердцу приятен.
Персонажу Виктора Павлова, на самом деле, особых чудес героизма во время схватки в пурге проявлять не требовалось, потому что он в рейтинге женских предпочтений изначально лидировал, с первых кадров, только никто из персонажей-мужчин об этом не догадывался. По состоянию на конец 1970-х, само собой. А как обстоят дела с достоверностью трактовок женских предпочтений в точки зрения середины 2010-х... ну, это каждый сам для себя решает, не так ли?