Чернобыль: Зона отчуждения (1-й сезон - 8 серий по 44 мин., Россия, 2014, реж. Андерс Банке)

Dec 08, 2014 21:37

Наверное, технарей такое кино выбешивает, потому что они всегда зацикливаются на правильности парадоксов времени, как будто последствия шастания туда-сюда из будущего в прошлое действительно можно просчитать.
Следовательно, перед нами зрелище для гуманитариев, слегка замаскированное под молодёжный сериал. Главные персонажи - пятеро студентов 1993-1995 годов рождения, а заодно и придурок, за которым они в 2013 году проехались на старенькой "Волге" из Москвы аж в Припять, потому что парень загадочным способом - и это сейчас был спойлер! - украл из домашнего сейфа восемь миллионов рублей. Подлого вора следует догнать и примерно наказать, само собой, вот только зачем было включать в поисковый отряд юношу, по складу характера склонного провоцировать окружающих на агрессию? Но без трикстеров-живчиков от нынешних сериалов проку нет, незачем и жаловаться.


_


Стоило студентикам высунуться за пределы Москвы, тут же очутились в искажённом мифологическом пространстве, состоящем из искусственных препятствий.
Впрочем, путешествие в прОклятое место и прОклятое прошлое не может быть декорировано красными ковровыми дорожками и вышитыми рушниками. Вдоль такой дороги мёртвые с косами стоят, как полагается, даже если их не существует. Тупики, погони, просчёт степеней риска. Первая половина сериала так насыщена событиями, словно серии полуторачасовые, а не сорокачетырёхминутные.


_


[Пошли спойлеры. Можно подумать, вы бы удержались]В общем, земную жизнь пройдя до половины, кто-то очутился в сумрачном лесу. Уж очутился так очутился. Так как молодняк свои полжизни ещё не пробежал, то на чужие страдания в сумрачных лесах смотрит скептически. А зря.




Визуально всё сделано грамотно, за исключением чучела компьютерной зомби-собаки. Мне почему-то кажется, что полуразложившиеся дохлые восточноевропейские овчарки-зомби обычно похожи на полуразложившихся дохлых восточноевропейских овчарок-зомби, а не на критически удешевлённую версию собаки Баскервилей из малобюджетного кино.




Сериал создаёт любопытный эффект. Чернобыльская тема возникает в самых неожиданных вариациях и выглядит настолько притянутой за уши, что даже не вызывает раздражения своей назойливостью. Чужую сценарную лихость можно и уважить, я считаю.
Суть этого замечания в том, что авторам и впрямь не за что было зацепиться. Существует ли вообще чернобыльская трагедия как часть коллективной памяти, россыпь мемов, рефлексы узнавания культурных кодов?




Каковы, собственно, мифы о чернобыльской аварии и её последствиях, бытующие, скажем, в средней полосе России? Грубо говоря, москвич 1993-1995 годов рождения вообще хоть что-нибудь об этом знает, если не считать пары абзацев из учебника (или сколько там нынче на всё про всё абзацев)? Слова "чернобылец" и "ликвидатор", наверное, до сих пор понятны рождённым в 1990-х - 2000-х, но постепенно уходят из обихода, как и аналогичные атавизмы фантомных болей из советского прошлого ("афганец", "Армавир", "землетрясение в Армении" и т.п.).
По крайней мере, такое впечатление складывается из сериала. Миф о Чернобыле довольно беззащитен перед манипуляциями, не структурирован толком, в нём почти нет оригинальных обязательных составляющих, только набор устоявшихся общекультурных/общемировых фольклорных и постапокалиптических страшилок, которые уместны в сказках про неотомщённых покойников и пандемии, то есть не выражают собой идею ужаса непосредственно перед радиоактивной пылью. Суть сериала именно в том, чтобы аморфный миф подчинить иной, уже сложившейся мифологии. А именно, бульварно-литературным мифам о попаданцах и альтернативном историческом развитии СССР, т.е. об искусственном продлении брежневского "золотого века".
Каким боком в воспевание светлых советских альтернатив затесались иностранцы, включая шведского режиссёра Андерса Банке и [английского?] оператора Криса Мариса, одному провидению известно. Чем-то альтернативный СССР всех их привлекает, видимо. Но не всё так просто, и великолепие несбывшегося советского рая в "Чернобыле, зоне отчуждения" оплачено необычно высокой ценой.

[Здесь совсем зверские спойлеры, будьте осторожны]Припять 25 апреля 1986 года. Земной рай, если подумать. Бочковый квас, эх, разве мы его ценили так, как он этого заслуживал?







Припять 27 лет спустя. Глядя на последствия неумелых действий советской бюрократии, любой молокосос социально ответственный юноша задумается, что было бы, если б кто-нибудь получил шанс подкорректировать промахи конца апреля 1986 года. Эх, как бы оно всё могло красиво цвести и процветать...


_





К нашему счастью, КГБ в лице персонажа Евгения Стычкина горой встало на пути у распоясавшихся альтернативщиков, ибо не ведают, что творят. Это сколько одних только церквей не будет восстановлено, если СССР устоит! КГБ всегда на страже духовных скреп, что тогда, что теперь.




Вот пример того, как злостно распоясался современный альтернативщик. Глазастые исследователи скриншотов, конечно, возмутятся тому, что в альтернативной современной Припяти рекламируют триквел сериала про Алису Селезнёву, который снял в 3D не Иванов, Михалков или Сидоров, а иностранец Андерс Банке. Ишь, супостаты заграничные, всё покушаются и покушаются на святыни православные. На самом деле, истинная жесть внизу рекламного плаката: пометочка 16+. Подросла Алиса-то, ой подросла к 2013 году...




Скриншот рунет-интерфейса слишком мал и плох по качеству, чтоб понять, почему в альтернативном СССР 16 гербов отдельных республик. Наверное, надо у генсека спрашивать. Вот будет следующий открытый брифинг для населения, вы не забудьте задать вопрос, а то я сама постесняюсь, а знать всё равно хочется. Моя версия - или Болгарию удостоили, или Аляска от США отсоединилась путём свободного волеизъявления эскимосов ввиду начала тамошней гражданской войны. Ну, мы же знаем, как это бывает. Так что к реалистичности претензий нет. [UPD: комментаторы опознали герб Карело-Финской ССР. Теперь пытаюсь вспомнить, а была ли такая в моих школьных учебниках]
Впрочем, "Владимир Путин" режет глаз. Что за англицизмы в рунете?! Жена мужу Марфой Васильевной представилась, а тут целый генсек не по фэн-шую без отчества, возмутительно.


2010-2019, мистика здорового человека, российское кино, попаданцы, сериалы, молодежная тема

Previous post Next post
Up