Во время примерно сто двадцать третьей мировой войны парламентарии США додумались до прямого штрафования за каждого рождённого в постъядерном мире уродца.
Тем временем одна физически и духовно здоровая безработная художница по имени Джилл решила смастерить авангардный рождественский венок: в центре металлический череп, декорированный под флаг США, а по краям обгорелые женские тельца, сделанные из обугленных кукол. Пророческий веночек, я бы сказала. К концу фильма Джилл сама слегка обуглится в районе правого плеча.
Она же не знала, что использованная ею под череп помойная железяка напичкана не сломанной, а очень даже действующей электроникой военного назначения. Череп ожил, подсобрал в мастерской деталек годных... бамц, а он уже и не череп, а целый боевой робот с боевым сверлом наперевес. И очень злобный.
Заметьте, в 1990 году компьютерные спецэффекты вели себя скромно, но это не мешало делать стильный визуальный ряд. Например, эта картинка означает, что в тёплом помещении героиня с перепугу забилась в работающий холодильник.
Само собой, битва женщины с осатаневшим роботом в квартире-ловушке не является центральным сюжетом, хотя и занимает большую часть хронометража. Всё-таки фильм про любофф, а не про подраться.
В эпоху тотальной безработицы и криминального беспредела уважающая себя девушка не рискует полагаться на приходящего однорукого ухажёра Мо, ветерана недавних боёв.
Да и как в вопросах семьи и брака полагаться на приходящего мужчину, если тот в поисках заработка неделями и месяцами рыщет по безлюдным свалкам в компании приятеля-гомосексуала?
У Джилл свои страхи, женские, а у Мо свои - мужские. Он боится умереть, не породив сына. В умной книге, как мы все помним, так и написано: когда настанет самый-самый апофеоз, всякие праведники спасутся, если к ним выйдет сын человеческий. В ответственно мыслящих парней эта программа действий с детства вбита - породи сына, сволочь, не обижай праведников!
Кстати, вот и та сцена, где Мо (Моисей) читает вслух соответствующий абзац из Нового Завета.
В той же умной книге написано также, что сына породил один отец, а воспитывал-то совсем другой и без претензий на биологическое отцовство. Угадайте с трёх раз, какой гомосексуал чудом выживет к концу фильма.
Я не зря начала пост с темы обугленных кукол. Визуальный ряд "Железа" - мощная сублимация страха Джилл перед оплодотворением в военный период, когда всё вокруг так нестабильно, непонятно и только ухудшается.
Снять целый фильм и не расположить ни один угрожающий фаллический символ на фоне обнажённой женской ноги?! Нет, ни за что! Даны же роботам на что-то свёрла!
Бойня в разгаре. Между роботом и Джилл искры во все стороны.
Робот её таки поймал. Причём именно в душевой кабине, где у Джилл обычно начинался секс с Мо. В визуальный и звуковой ряд немедленно вернулась тема сверла.
Ты что, не видишь, что третий сейчас лишний?! Бесстыдство какое, - сказал бы робот, если б в его программу входили устные декларации.
Увы, тема участия роботов в решении демографических проблем США путём принуждения здоровых молодых женщин к зачатию осталась не до конца раскрытой.