Киньте меня в дупло к диким пчёлам, я избегала этот фильм, считая его всего лишь исторически первым gore, до которого дорвались тинейджеры, отсюда и вся слава.
Да, дура. С каждой может случиться, к чему эти упрёки.
Теперь сама вижу, ТРБ оказалась выдающимся произведением, без единого расчленения в кадре и ничего общего не имеющим с тупыми слэшерами-догонялками.
А ритм какой выматывающий, а? Постоянно меняющийся ритм действия с наслаиванием-монтажом одинаковых реплик. Наверняка, если сделать замеры, частота смены планов окажется связана с программированием скорости ударов сердца в минуту, но сознание воспринимает это как дискомфортные шероховатости монтажа. В чисто научных целях придётся посмотреть ремейк 2003 года, как там обстоят дела с комфортностью для зрителя. При малейшем намёке на кинематографическую гладкопись оболью ТРБ-2003 помоями за попсовость.
Изложить какое-либо внятное мнение о ТРБ-1974 сейчас всё равно не в состоянии, произведение слишком непростое. Думаю, здесь будет как с "Упырём от Ферата" - посмотреть хотя бы раза четыре и поразмышлять хотя бы года три. Но два момента обратили на себя внимание уже при первом просмотре.
1) Так называемый Попутчик, по-видимому, считает сумасшедшего младшего брата великим художником. Разрезая в микроавтобусе свою руку, Попутчик продемонстрировал случайным зрителям, что они так же нерациональны в использовании человеческой плоти, как и он сам. Они способны лишь резать и кромсать, и только один-единственный Кожаное Лицо вдохновенно творит макабрические артефакты, отсекая от тела всё лишнее, как скульптор от куска мрамора отсекает всё, что не является Венерой.
Кожаное Лицо, действительно, фанатик актов творения. Не убив Пэм, он оставляет её визжать прямо над ухом на крюке, потому что поглощён тонкостями правильного расчленения той туши, от которой его отвлёк нежданный визит.
То есть, само по себе убийство не является для Кожаного Лица источником наслаждения. Его интересует только разделка чужой плоти с последующей обработкой.
Хотя, конечно, поступок Кожаного Лица с Пэм можно трактовать и как садистический акт: заставить одну жертву смотреть на разделку другой жертвы. Но вряд ли в таком случае садист стал бы заслонять жертве обзор собственной широкой спиной.
2) Бросается в глаза асексуальность кинематографического насилия. Никакого сладострастного ощупывания мёртвых тел, никакого любования конвульсиями (если не считать дрыгающихся ног первой жертвы, но любование предполагает, скорее, фиксацию взгляда на шее или кистях рук). Закадровый фоновый визг скота усиливает ощущение асексуальности происходящего, пресекает возможное возбуждение зрителя.
Более того, один из эпизодов поставлен так, чтоб зритель ясно видел, что все три садиста именно в этот миг обдумывают возможность секса с жертвой - эпизод от реплики Салли "Я сделаю для вас всё!" и до слёз из её глаз. Предложение Салли им понятно, особенно Папаше, но все трое смеются над самой идеей
...потому что видят в Салли не женщину, а конструктор "сделай сам". (То есть, собственные, "мужские", биологические функции для них тоже нечто смешное?!)
Салли плачет, получается, не только из-за угрозы смерти, но и из-за глумления над тем единственным, что считала в себе ценностью в глазах незнакомых мужчин.
Любопытно, что в финале Салли ведёт себя, как человек, испытывающий радостное возбуждение, а не находящийся в ступоре от шока. Но обобщить это наблюдение я пока не готова.