Гвен, книга песка / Gwen, le livre de sable (61 мин., Франция, 1985, реж. Jean-François Laguionie)

Sep 01, 2014 10:05

"Последняя волна" Питера Уира 1977 - классический пример фильма, в котором явно есть сюжет, но ничего не понять, если не напрячься. Вполне возможно, реконструированный зрителем сюжет будет существенно отличаться от авторского замысла, но здесь могут быть претензии только к самому автору. Поверьте, вызывающая всеобщие разногласия австралийская "Последняя волна" далась мне с куда большей лёгкостью, чем часовой французский мульт "Гвен, книга песка".
Мультфильм философский, и не говорите потом, что вас не предупреждали. Некоторые называют его постапокалиптикой, но если это и постапокалиптика, то не на планете Земля, наверное.
Бродящие по пустыне кочевники днём на ходулях охотятся на страусов, чьи хвостовые перья отличаются приятной съедобностью и сразу наводят на мысль об имевшей место трансформации материи. Потом кочевники проводят вечерний досуг, собирая по капле воду и культурно музицируя...





...а ночью прячут лица и дрожат от страха из-за падающих с неба непонятных гигантских штук. Некоторые штуки можно приспособить к делу, но большинство их бесполезны, а если свалятся на голову, то ещё и смертельны. В общем, благодаря сыплющимся в пустыню предметам, у кочевников есть актуальная религия.





По ходу дела выясняется, что гигантские штуки сыплются на головы только людям этого племени и только из-за аутичного тинейджера, потому что только он ментально резонирует с последним оплотом погибшей цивилизации - медитирующими горожанами в дальнем уголке пустыни, - а медитируют они над непонятным им древним торговым каталогом. Сообща горожане умудряются материализовывать любую картинку, будь то вантуз или садовая лейка, но о своих достижениях ничего не ведают (материализуются-то штуки вдали, возле резонирующего дикого кочевника), да и с масштабом предметов не угадывают. Самодостаточное медитирование над картинками из книги - это у них такой религиозный культ, составляющий смысл их жизи.





Когда пазл сложился, девочка из кочевого племени не стала крутить пальцем у виска и орать на дураков "Лучше б ВОДЫ нам наколдовали!", а развернулась и ушла обратно в пустыню жить дальше своей жизнью.





Ей было пофиг на чудеса и на истину о священных тайнах, зато она ловко охотилась на страусов. То есть, духовно умершая цивилизация не будет ею возрождена, а будет создано с чистого листа что-то новое. Ну и правильно, по-моему. Медитировать над чужими непонятными достижениями любой дурак может. Ты своё создай.




французское кино, анимация, 1980-1989, постапокалиптика, арт-кино

Previous post Next post
Up