Гордость и предубеждение. 1940

Jun 10, 2014 14:09

"Pride and Prejudice", 1940, реж. Роберт З. Леонард, США, 118 мин.

Фильм представляет собой два часа не самой удачной, но и не самой худшей screwball comedy ("сумасбродной комедии"), снятой ради воплощения представлений американских мещан о плантаторском стиле аристократизма, каким мы его знаем по "Унесённым ветром" и прочим авторитетным источникам. Из романа Джейн Остин сценаристы выстроили мирок, соотносимый с реалиями того периода истории США, который, видимо, уже активно позиционировался как "золотой век": общественные увеселения на свежем воздухе, быстро растущие и заселяющиеся городки, светское общение во время ритуального семейного шоппинга на главной улице. Даже мистер Коллинз здесь движется к успеху на социальном лифте, не связанном с каким-либо многовековым общественным институтом, каким для безземельных джентльменов всегда была карьера в церкви. Он не священник, а библиотекарь, то бишь кто-то вроде личного секретаря при скучающей старой даме.
Зачем в итоге место действия всё равно названо Англией, совершенно непонятно. Впрочем, авторы не стали заморачиваться островной достоверностью и налегли на золотой век родных пенат. Поэтому дамы наряжены в платья с узкими талиями, пышными юбками, рукавчиками-фонариками, контрастными кантами и обилием бантиков. Я восхищаюсь всяким мужчиной, который решится средь бела дня раздеть такую женщину, - это ж на полчаса процесс, не меньше, а потом ещё и обратно в корсаж её зашнуруй и не смей, сволочь, помять оборки, а то догонит и покусает. Конечно, истинной причиной костюмного беспредела должна быть скромность постановки, имевшая следствием использование готового б/у платья из костюмерного цеха и отказ от визуализации фасадов зданий. Но эстетический эффект бюджетной скромности - американизация сюжета, более-менее удачно компенсировавшая весьма вольное обращение с литературной основой.

Комедия характеров как она есть.



Лоуренс Оливье с его эльфийским профилем и тщательно уложенными височками и бачками исключительно хорош в роли мистера Дарси ...был бы, если б не странноватая суетливость и приниженность его персонажа.
В кадре мистер Бингли и мистер Дарси. А выглядят, как Онегин и Ленский. Где это видано, чтоб Дарси смахивал на Ленского?



А вот мистер Дарси на балу просит хозяина дома представить его симпатичной барышне. Барышня - Элизабет Беннет, но наше внимание сейчас направлено не на неё, а на манеры мистера Дарси. Как вам вкрадчивый указующий жест мягкой лапкой в сторону намеченной фаворитки? Вкупе с безупречно уложенными волосами и пиететом перед наследодательницей леди Кэтрин де Бёр, это же образ заискивающего салонного хлыща, а не неприступного мультимиллионера. Во что играют эти люди?! (спрашиваю я об авторах фильма)



1940 год. Женщины завоёвывают всё новые роли в американской экономике. Мистер Дарси ищет такую жену, которая не потратит его денежки на брульянты, тряпки и молодых любовников, а вольётся свежим потоком в семью, в коллектив, в работу, при случае подменит мужа-инвестора. Из лука она стреляет уж точно лучше него. Решительная, крепкая физически женщина с твёрдой рукой, вот что предлагал 1940 год среднестатистическому холостому мультимиллионеру в США.



Делая брачное предложение в первый раз, мистер Дарси позволил себе быть слегка пылким. Мальчик, ты обалдел, да?! Она тут, между прочим, как честная женщина сидит, не смей трясти у неё перед носом своими потными... миллионами!



Ну всё, щас она на него прыгнет и порвёт в клочки. Вон, уже группироваться начала. Беги, парень, окна рядом.



Ещё несколько кадров.
Мистер Коллинз и его супруга Шарлотта Лукас. Актриса, взятая на роль Шарлотты, - одна из красивейших женщин в фильме.



Триумф Лидии. У меня есть ручка, а на ручке пальчик, а на пальчике - сами видите что!



Выход Лиззи из кустов, где она пряталась от мистера Коллинза. Её шляпка несгибаемая, что ли? А если какая-нибудь потревоженная шляпкой букашка за корсаж свалится? На Лиззи мне плевать, сама справится, но невинная букашка ведь пострадает. Фильмы 1930-1940-х несовместимы в профилактикой экологического беспредела.



Красавица Джейн в комической сцене трагического простудного заболевания.



Мама и папа Беннеты: всех замуж, излишки утопим.



Возможно, единственный случай выхода полковника Фицуильяма в свет в килте.


экранизации, 1940-1949, ромкомы, Гордость и предубеждение

Previous post Next post
Up