Вследствие глобального потепления наступила глобальная зима, и в 2031 году остатки человечества в полном составе, - все примерно человек пятьсот-семьсот, - кружатся по замкнутому маршруту в инженерно гениальном отапливаемом поезде с возобновляемыми, но очень скудными пищевыми и водными ресурсами. В хвосте поезда немытый-голодный-бесправный плебс, посредине сатрапы кровавого режима и техническая интеллигенция, в голове поезда богема (ну, бордель то есть), а у самого-самого двигателя жирует изобретатель всей этой благодати мистер Уилфорд. И кое-кто в хвосте поезда очень хочет нанести мистеру Уилфорду визит, даже если придётся прорубаться сквозь сатрапов с автоматами. В общем, их квест называется "Убить Дракона", но это сейчас был даже не полуспойлер, потому что авторы перекроили классический конфликт с драконом.
Как сильно вас волнует проблема социальных лифтов в Северной Корее? В стране, которая неприметна музыкой, литературой, кинематографом, балетом, науками, олимпийцами, скандалами и конкурсами красоты, человек смотрится убого, даже когда он влез на самую вершину. Поэтому акцентирование рецензентами социального расслоения персонажей не считаю методологически сильным ходом. В чудо-поезде мистера Уилфорда, которым он так гордится, нет ничего, что отличало бы хоть один его вагон от той Северной Кореи, какой мы её знаем из газетных страшилок. Сплошь замкнутые циклы одинаковых страданий и ещё более одинаковых благополучий. Даже сам мистер Уилфорд не обольщается относительно своего жизненного успеха. Периодически народ развлекается революциями, но много ли там набуянишь, в поезде-то?
В наиболее общем виде это фильм о том, что отсутствие перспектив сводит с ума, и если бы Ной не доплыл до Арарата, то утопился бы нафиг со всеми жирафами и хомяками. Отсутствие перспектив передано минималистичными средствами: у зрителя нет ощущения физического движения поезда. За всё время фильма обычную тряску вагонов показали, вроде, только один раз секунд на пять, и ни один персонаж походкой моряка не передвигался, словно под ногами у всех непосредственно земная твердь, а не нечто, скачущее по льдинам на железных кругляшках. Персонажи замкнуты в обездвиженном мире, где никогда ничего не меняется. Разумеется, в финале выясняется, что не поезд мчится по кругу ради выживания пассажиров, а пассажиры живы только для того, чтобы поезд мог нарезать круги. Когда новые поколения ещё не народились, а уже сейчас известно, что они будут ДВИГАТЬ ПОЕЗД, это как-то лишает крыльев.
И всё же, на мой взгляд, на этот раз у режиссёра Bong Joon Ho получилось концептуально хиленькое кино, в отличие от его же концептуально мощного "Вторжения динозавра", которым я не устану восхищаться. Это потому, что "Сквозь снег" основан на французском комиксе. Самая суть революций, какими мы их знаем и любим, в том, что они служат социальными лифтами совсем не тем, во благо кого затевались. То есть, применительно к поезду мистера Уилфорда, замысел захвата стратегически важного вагона с двигателем должны были взлелеять технические интеллигенты либо сатрапы кровавого режима, а никак не плебс в рванине. Но авторы французских комиксов любят напомнить миру, что Бастилию штурмовали не парни в париках и камзолах, а весёлые парни попроще (которых называли санкюлотами, что означало высокую степень дифференциации парней по штанам, такая у французов национальная традиция). А южные корейцы, видимо, прикинули, сколько у них в Южной Корее сейчас парней в камзолах, а сколько санкюлотов, и решили, что разумнее пропагандировать устаревшую французскую модель, меньшее число неокрепших умов затронет.
О главгероях. Эти двое плебеев могли стать новыми Робеспьером и Дантоном и эффектным жестом послать друг друга на гильотину. Почему бы и нет. Но вместо этого они марафонят по своей северной корее в надежде, что подвоха нет. Блин, парни, подвох есть всегда!
Эти папа с дочкой не верят, что за границами северной кореи всё мёдом намазано, но дело для них не в мёде, а в отсутствии этих самых границ. И по-моему, это единственная по-настоящему серьёзная тема фильма: то, что всегда будут люди, которые просто против границ и умеют абстрагироваться от узких задач личного выживания. Звучит красиво, но если это ВАШЕ личное выживание, то уже не до красоты.
А с личным выживанием в бешено мчащемся поезде настали большие проблемы для всех. Свобода, Равенство и Братство взялись за топоры.
Вместо разлетающихся кишок и прочих зрелищных аттракционов авторы предложили насладиться сладострастием убийства. Хороший выбор. Кишок в кино - лопатой не перекидать, а сладострастия всё меньше и меньше.
В этом кадре один деятель тычет в другого деятеля холодным оружием. Хотя как честный человек должен был на нём жениться, по-моему.
Я предпочла бы побольше визуального арта. Гулять так гулять, сладострастно. Пусть бы это уже, наконец, стал КИНОКОМИКС.
А ещё хотелось бы каких-нибудь интриг, предательств и моральной нечистоплотности, чтоб достойные граждане поезда смотрелись эффектней и милее. Но, на удивление, авторы вообще отказались от мелких провокаций, которые намекали бы на тайные пружины народных восстаний. Например, в этом кадре молодой плебей не пускает женщину в драку с сатрапами - и это вместо того, чтобы спрятаться за её спину, как поступил бы любой разумный гадёныш.
В том и суть, что этот плебей не гадёныш, и на весь фильм ни одного гадёныша не нашлось. Не буквально, конечно, но в смысле движения сюжета - нет решительно ни одного гадёныша-плебея, все ангелы и лапочки и болеют душой за народное дело. Соцреализм какой-то. Да, именно это меня напрягало. Впечатление усиливалось за счёт выпяченного культа личности. Мистер Уилфорд местный почётный великомученик, страстотерпец и святой, о чём не устаёт вещать персонаж Тильды Суинтон.
Но тут вдруг авторы что-то перепутали и вместо соцреализма принялись за библейскую историю. Только всю хронологию порушили и методологию отринули.
Добравшись до цели, главгерой непременно должен постоять, помедитировать на Двигатель Вселенной. Это чтобы даже самые неумытые зрители-санкюлоты поняли, что перед ними развёрнут космогонический сюжет. По обычаю неблагодарных тварей я пробубнила что-то про Двигатель Северной Кореи, но на меня, как всегда, никто не обратил внимания.
...И стала Ева. И понадобился ей Адам.
...а Адама ей - опаньки! - Бог сотворил из своей руки, а не из евина ребра. Стыдно, товарищи, неканонично.
Но чертовски приятно, что скрывать. Наконец-то историческая справедливость восстановлена и пятилетний Адам сполна хлебнёт матриархата от семнадцатилетней Евы. Мы вам, сатрапы, за ваше придуманное ребро ещё отомстим!