Отель "Пушпак" / Pushpakavimana (Индия, 1987, реж. Сингитам Шриниваса Рао)

Jul 02, 2013 22:01

"Отель "Пушпак" вписан сразу в две кинотрадиции - немое кино и кинематограф социально-критического высказывания. Обе эти традиции в 1980-х оказались вытеснены куда-то на периферию зрительского внимания, в мир снобистских фестивалей и высоколобых киношкол. И вдруг индус Сингитам Шриниваса Рао по собственному сценарию снимает аж двухсерийную комедию с маньяком и любовью-морковью, простую, неторопливую и незамысловатую, но совершенно немую и социальнокритически высказывающуюся. Какое вопиющее нарушение конвенций! Не первый день человек в профессии, казалось бы, несколько фильмов за плечами ...а так наплевал в душу киноведам - снял кино не для них, а как бы для потных голодранцев, в жару заполняющих залы в надежде отсидеться под кондиционером.
Что думали те голодранцы о главном герое "Отеля "Пушпак" - безработном выпускнике юрфака в поисках случайных заработков? Молодой человек дошёл до крайней степени нищеты, но это не делает его гопником и моральным выродком. У юноши очень чёткие целевые установки и жёсткие приоритеты, поэтому его критический ум вступил в прочный союз со стремлением социализироваться по полной программе. Смотрите сами: икона среднестатистического индуса-интеллектуала 1980-х, Карл Маркс, мирно соседствует с Рэмбо и прочими культуристами, пришпиленный булавкой к яркому постеру. Прибавьте к этому мощные культурные корни индусов. Приплюсуйте чаплинские интонации самого кино. Таким образом, перед вами глубинный, обычно незаметный для сторонних наблюдателей, синтез противоречивых социальных моделей, и все они сойдутся в одном-единственном, вполне консервативном, но открытом для перемен молодом очкарике.







Но пока дождёшься перемен, в тюбике закончится последний миллиграм зубной пасты. Нет, пассивное ожидание - не наш метод, даже если лежать головой к красному углу под Карлом Марксом.




День за днём главгерой надевает условно-свежую рубашку и выходит на городские улицы, где настойчиво ищет свой шанс ...и находит его в самом неподходящем месте - в руках у принявшего лишку прохожего.
Ключ от номера дорого отеля! Где всё включено, шкаф набит дорогими костюмами, а в окне напротив видна прелестная барышня.




Итак, протрезвевший, но связанный постоялец отеля кукует в каморке главгероя, пока сам главгерой старается найти хоть какую-то выгоду для себя в том, что сейчас он выглядит, как богатый человек. Знал бы, что за постояльцем того номера уже начал охоту киллер с самым невероятным орудием преступления на свете, дважды подумал бы, вселяться ли на чужое место. Впрочем, кто не рискует, тот с прелестной барышней не перемигивается. Барышня главгерою уже активно симпатизирует, а вот киллер, напротив, невзлюбил слишком везучего клиента. Чем всё закончится - спойлер, не расколюсь.

Пару слов о киллере с невероятным орудием убийства. Вы бы, небось, до такой коварной изощрённости не додумались. А индусы - запросто! Щас поделюсь секретом, мало ли кому пригодится. Значит так. Делаете формочку в виде вострого кынжала. Заливаете родниковую воду, можете не освящённую. Замораживаете в морозилке до готовности. Чтоб ледяной кынжал не растаял, до клиента его надо донести в термосе. Одним отрепетированным ударом закалываете клиента в тёплом месте и спокойно стоите рядом. Орудие убийства не найдут никогда, а с талой лужицы отпечатки пальцев не смог бы снять даже комиссар Мегрэ. Пройдёте по делу как свидетель и только.
Теперь поняли, зачем я вам это рассказала? БОЙТЕСЬ ЛЮДЕЙ С ТЕРМОСАМИ В РУКАХ! (Возможно, сегодня я спасла чью-то жизнь)




В старинные времена в славном городе Ташкенте потрясало воображение бомонда кино стран Азии, Африки и Латинской Америки на специально для такого кино организованном фестивале. В свой срок на одном из этих фестивалей замерцала звёздочка "Отеля Пушпак" - фильма, не похожего на другие фильмы стран Азии, Африки и Латинской Америки, а заодно, возможно, и всей остальной ойкумены.
Это я к чему веду? К тому, что все приличные люди "Отель Пушпак" давным-давно видели, смотавшись в Ташкент и обратно. Есть шанс догнать их и перегнать прямо сейчас, и в Ташкент мчаться не требуется. Фильм есть на Рутрекере.

1980-1989, немое после немого, маньяки в кино, индийское кино

Previous post Next post
Up