Высоко сижу, далеко гляжу

Nov 15, 2012 23:39

28 ноября планирую в Москве выступить с докладом на библиотечной тусовке в Рос. гос. библиотеке по искусству. Доклад будет про издательство "Цедрам" (издательство пьес и эстрадного репертуара 1934-1936 гг.). Но материалу за почти два года знакомства с советской драматургией накопилось, конечно, намного больше.
Даже ничего не зная о репертуаре советских театров сталинского периода, легко вычислить магистральные темы. В 1930-х - коллективизация, индустриализация, кулаки, диверсанты, троцкисты и косные антисоветчики, религия опиум для народа, эмансипация и превращение домохозяек в инженеров-конструкторов, а также слегка комичные комсомольцы-мечтатели. В 1940-х - война, разлучённые семьи, послевоенное жилищное строительство и продовольственная программа. И в 30-х, и в 40-х любовью драматургов пользовалась также тема хищения социалистической собственности.
Каталогизируя очередную пьесу, вбиваю в электронный каталог её краткий синопсис, который сама же и формулирую. Как минимум, приходится пробегать глазами финал и какой-нибудь монолог в середине. Но ничто из вышеперечисленного, по правде говоря, не влечёт меня как невольного читателя. Кстати, многие любят пожаловаться, дескать зачем вообще все эти жж. Считайте, в моём лице имеете целый один положительный пример. Блог кинопросмотров - очень полезный навык, когда нужно что-то кратко пересказать.

Вот типовая пьеса 30-х на тему святости колхозного имущества. Автора нарочно не пишу, он не важен.
Два колхозника стоят ночью на посту у поля с пшеницей, охраняют урожай от воров. Молодой колхозник признаётся старому, что влюблён в его дочь, комсомолку Наташу. Только старик отлучился неважно куда, молодой сторож засёк воришку. Упс, да это же сама красотка Наташа - и у неё в руках мешок срезанных колосьев! Любовь любовью, а тихо смыться парень девчонке не позволил, заставил отца дождаться. Эх ты, говорит, а ещё комсомолка, а я в тебя как дурак влюбился. Наташа от такого признания взволновалась. Отец, конечно, расстроился, но мысль отпустить дочь восвояси у него тоже не возникла. Сторожа решили сдать воровку в правление. У меня волосы дыбом, пока я это читала. Вдруг появляется секретарь комсомольской ячейки, весёлый такой. Прикиньте, ночь кругом, да? За ним следом вся комсомольская ячейка, и Наташа стоит ржёт, радуется. Мы, говорят, вам комсомольскую проверку затеяли, насчёт бдительности и сознательности. Молодой сторож обрадовался, ура-ура, поженимся. Типа хэппи-энд. Я боялась в зеркало глянуть, вдруг там уже седая прядь. Ночь, луна, люди с голодухи колосья воруют, отец родную дочь в кандалы посылает, на сцену вываливаются бесшумно подкравшиеся комсомольцы, и это такой хэппи-энд. Мама дорогая. Советская пьеса самая советская пьеса в мире.

Конечно, самое любимое - комедия Николая Погодина "Аристократы". Про обитателей трудовых лагерей на строительстве Беломорско-Балтийского канала. Комедия. Про лагеря. 1934 год. Ознакомиться не решилась, на первой же странице застреваю. Видимо, генетическая память меня тормозит.

И всё же есть одна тема, которая смотрится свежо и непринуждённо. Есть в ней очарование бесконечной наивности. Это - тема "другого", типовой иностранец проездом в типовом СССР. Будь то капиталистический мистер Твистер, который не находит точек соприкосновения с миром идейных антиподов, или скептично настроенный разночинец, который к концу вояжа превратится в очарованного социализмом странника, - никто из этих персонажей, конечно, и близко не похож на настоящего живого человека. Но зато какое забавное зеркало отечественных комплексов и провокаций!

Для примера - комедия Льва Шейнина "Роковое наследство" (1949 год).
Сюжет: В круиз по Волге отправились группа граждан США (консул, журналист и обычный авантюрист) и пожилой фотограф Семён Михайлович Тузов из городишки Васильсурск с дочерью Валей. Американцы не обращали внимания на попутчиков до тех пор, пока не узнали, что по законам США вознаграждение в полтора миллиона долларов достанется тому, кто отыщет наследника покойного миллионера Майкла Тузова, который прибыл в США прямо из Васильсурска. Кто письменно известит Тузова о наследстве, тому и достанутся полтора миллиона! Между американцами начинается соревнование за симпатию Тузова и его дочери. Дело доходит до драки между алчными американцами. Сам же старик Тузов не желает слышать ни о каком американском родственнике, считает тему зарубежных родственников и наследства провокационной и всячески уклоняется от подписания каких-либо бумаг. Разобравшись, в чём дело, Семён Михайлович извещает телеграммой своего дальнего родственника в Невьянске, прямого потомка и истинного наследника Майкла Тузова. Теперь невьянский Тузов получит основную часть наследства, а васильсурский Тузов - полтора миллиона как лицо, поставившее наследника в известность. Оба Тузовых планируют передать деньги в бюджет своих городов.

Комедийную часть сюжета составляют тактические хитрости трёх настырных американцев по принуждению недоверчивого старика подписать письмо-извещение, их взаимные каверзы и диверсии в ограниченном пространстве речного парохода. Романтическая часть сюжета - попытки подольститься к гордой советской девушке, которая тем временем вовсю крепит чистое светлое чувство с гордым советским капитаном и плевать хотела на дурацкие мифические миллионы.
Бедные американцы! Советские граждане отрицательно реагируют на известие о богатстве, ведь от излишка денег в сталинском СССР человеку одни неприятности, а приятностей никаких. Последующая инкарнация и духовный брат Семёна Михайловича Тузова - небезызвестный Семён Семёнович Горбунков, который тоже не реагировал положительно на шальные деньги.

Лев Шейнин сделал беззаботную комедию нравов только в том, что касалось американцев. Советская составляющая, увы, пропитана пафосной дидактикой. Я специально выписала реплику Вали, обращённую к американскому консулу: "Я никогда не была в Америке, но слышала ваши радио, читала ваши книги, смотрела ваши картины. И вот, тоже скажу прямо, мне не интересны фильмы, в которых только убивают и целуются, ловят друг друга и сходят с ума... Ваша музыка лишена мелодии и чувства, а я дочь народа, давшего миру Чайковского и Глинку, Рахманинова и Рубинштейна. И меня не радует американский джаз с его лязгом и воем... Но дело не только в радости. Как криминалист, я понимаю и вред такого искусства. И не удивляюсь, ч то в Америке, еще до войны, каждые 21 секунду убивали, или грабили, или совершали кражу со взломом. А после войны эти преступления участились втрое".
Эх, Лев Романович, такой сюжет испортили!

Но самое лакомое - советские ромкомы и комедии положений. Те, которые совсем бесконфликтные. Путаница, кто кому жена или дочь в санатории, чей младенец в купе, кому принесли телеграмму, за кого обещала выйти замуж передовая комсомолка и т.п. Попадаются действительно смешные комедии, написанные очень живым языком.
Все неснятые на плёнку комедии 30-40-х, они в виде пьес остались. У нас развлекательный кинематограф был бы не хуже голливудского, кутерьма и дым коромыслом.
А если ещё и шпионские пьесы о диверсантах все экранизировать, то вообще сплошная красота - мордобой, интриги, суровые чекисты и роковые красотки у пограничных застав. Ах, как он её любил, как ловко она выведала у него завтрашний пароль...

мемуары библиографа, пьесы в виде драматургии

Previous post Next post
Up