Япония. Германия-Испания-Мексика-Нидерланды, 2002. Реж. и автор сценария Карлос Рейгадас (Carlos Reygadas; род. 10.10.1971). Операторы Диего Мартинес Винатти и Карсол Серрано. В ролях: Алехандро Ферретис (герой), Магдалена Флорес (старуха), Иоланда Вилла (Сабина), Мартин Серрано (племянник старухи Хуан Луис).
На то время, которое подарила ему одиноко живущая в горах старуха, немолодой горожанин-неудачник смог отвлечься от мыслей о самоубийстве...
"Япония" из разряда фильмов, не требующих главенства идейно-содержательных оценок. Зачем, почему, куда и откуда, - все эти вопросы намеренно останутся без ответа.
Здесь невозможно уйти от сравнения со "Вкусом вишни" Аббаса Киаростами (Франция-Иран, 1997). Правда, моих зрительских способностей достало только на то, чтобы заметить необходимость такого сравнения - тема планируемого суицида, герой без прошлого, мудрость стариков...
Понятно, почему "Япония" получила в Каннах в 2002г. приз "Золотая камера". Но и звукорежиссёра нельзя не отметить. Такое соперничество-сотворчество звука с изображением видеть и слышать мне ещё не приходилось! И я оказалась очень восприимчива к такому богатству сочетаний, при том что фильм скорее бессюжетен и тяжёл - чётко развивающийся сюжет появляется не ранее середины 122-минутного зрелища.
Любимым и пересматриваемым фильмом "Япония" для меня не станет, так же как не стал и "Вкус вишни". Однако этим не отменяются чувство сопричастности к странной поздней любви и потребность вслушаться в шорохи мексиканских гор...