"Смерть околдованного" (Нигерия, 1999, реж. Теко Бенсон)

May 14, 2012 21:43

Всё началось с журнала mimoid
По тегу "Нолливуд" у Мимоида можно найти репортажи о нигерийских видеохоррорах и киноведческой над ними рефлексии. Я эти репортажи читала в день их публикации, но окромя ютуба иных выходов на нигерийскую кинополяну не имела. Так что общий уровень моих познаний весь выражен вот здесь.
А на днях дорвалась. Сбылась мечта идиотки.
Вот рассказ о том, что удалось почерпнуть из "End of the Wicked" режиссёра-продюсера Teco Benson.
Скриншоты кликабельны, но толку от этого мало. Жуткая по качеству виэйчэска, затёртая до кровавых полос. Таков стандартный материал, попадающий в руки к киноведам, потому что изучать нигерийское кино в полевых условиях можно только или в самой Нигерии (нашли дураков туда ехать!), или в местах скопления нигерийцев-иммигрантов.

Приехал мужик домой, а навстречу баба с пустым ведром. Здравствуйте, мама, всё-то вам дома не сидится.




Сын-бизнесмен, невестка-хозяюшка, внуки-пострелята, дом полная чаша, живи да радуйся. Но почтенная мадам Амади в благопристойных шёлковых тюрбанах на самом деле - злобная ведьма. Нет у неё мечты слаще, чем собственного сына Криса с семейством напрочь извести. Вот такие бывают мамы у простых нигерийских бизнесменов.





На ведьмовском шабаше открылось истинное лицо мадам Амади. Оно состоит из лица мадам Амади, парика и какой-то цветной гадости для уляпывания.





А вот этот скользкий тип - не то главный колдун, не то вообще злой дух. Почему вымазан белилами, я не поняла. Но это какой-то местный гитлер, спец по апокалипсисам районного масштаба.





В колдовство и ведьмовские пакости против мирного населения втянуты даже дети. Пока они спят, их души призывает к себе Белый Колдун.
В данном случае на вынужденную прогулку прямо из детских спален через двойную экспозицию отправились душа несовершеннолетней внучки мадам Амади и душа соседского мальчика.





Некоторые детские души чувствуют себя на шабаше неуютно, поэтому печально таращатся в видеокамеру...



...а иные ловят кураж и получают роль с репликами. Таким смелым пацанам полагается грим с накладными клыками и когтями.
Предлагаю не смеяться над юными актёрами. В отличие от нас, они действительно верят в существование злых духов, так что кошерность их поведения под большим вопросом.




Фильм поставлен на английском языке (либо это версия на английском языке; во всяком случае, артикуляция актёров соответствует репликам). В Нигерии снимают на множестве языков и диалектов, в зависимости от требований внутреннего рынка.
Увы, поскольку даже самый маленький нигерийский пацанёнок изъяснялся по-английски лучше, чем я, уловить ход сюжета удалось только в общих чертах.

Мамаша Криса запугала беззащитную по ночам душу сына так, что довела-таки до нервного истощения.
Нерв сюжета в том, что в колдовстве Крис подозревал не мамашу, а жену Стеллу, женщину добродетельную и разумную, набожную христианку.
Благодаря мамашиным проискам, всякие ужасы наш бизнесмен видел уже не только во сне, но и наяву. Вот, например, спецэффект: улыбающаяся Стелла просто подходит к мужу поприветствовать его, а Крис вдруг видит её в облике чудовища.






Прозрев, на какой твари женат, мистер Амади испытал богатую гамму чувств, от страха и отвращения до гнева и агрессии. Жену он не побил, к счастью, но оттолкнул.





Крис готов был бороться за ясность рассудка, вот только выбрал неправильные, дедовские методы. Пошёл в сопровождении матушки к колдуну. Колдун прописал такое средство: залезть в гроб, задержать дыхание, вынести спецэффект и уповать на удачу. Деньги в кассу. Гроб рядом.
Не надо быть нигерийцем, чтоб усомниться в действенности такой методы, когда речь идёт о происках всамделишных коварных исчадий зла. Стоя в магическом гробу, никакого очищающего катарсиса Крис не словил, только физическое неудобство. Ещё бы, гроб ему и не по росту, и в плечах узок. Шарлатанство!





Несчастная жена пыталась вразумить мужа - пригласила для чтения молитв интеллигентного вида христианскую проповедницу (протестантов в Нигерии больше, чем католиков). Но заблудший, запуганный мученик Крис Амади всё глубже погружался в пучину языческих суеверий, теряя всякую связь со спасительной христианской проповедью. Пока женщины молились, хозяин дома отрешённо размышлял о суетности и предавался унынию. А потом встал и демонстративно отвернулся. Вот ведь фома неверующий.





Тем временем, чертовщина вокруг семьи Амади нарастала, гибли взрослые и дети, домработниц било электричеством, глаза соседей лезли из орбит.








Нехило пострадать пришлось и богобоязненной Стелле. Наверное, мне стоит упомянуть, каким именно способом, хотя данный эпизод рискует вызвать у аудитории неподходящую реакцию.
Эх, была не была. В общем, старуха Амади выпросила себе у Белого Колдуна мужской причиндал сурьёзных пропорций, прокралась ночью в спальню невестки и употребила насильственным образом. Видимо, чтобы сломить твёрдость духа и волю к сопротивлению. Самые смелые ракурсы с причиндалом я, разумеется, пропущу. Но без скриншотов не обойтись, а то не поверите. Жуть во всех смыслах! Прикрою спойлером, а то мало ли.

[Строго 16+]






Вместо того, чтобы сплотиться, спаяться, подсуетиться и принять меры гражданской обороны, каждый предпочитал бороться со своими страхами в одиночку. Маленький мальчик пришёл к маме и грустно признался: мама, я wizard. Шат ап, - сказала мама. А ведь замалчивание проблем до добра ещё никого не доводило!
Отдельные жёны, не будем показывать пальцами, бросали мужей в беде. Стоило бедолаге ослепнуть, а малютке-сыну погрязнуть в ведьмовстве, как жёнушка собирала грузовик барахла и отбывала восвояси, дескать сами разбирайтесь. Лично я не удивилась, что слепой бедолага тут же зарезался на глазах у сына.
В общем, если б не христианский бубнёж на периферии, всему городишке настал бы большой кирдык.

К счастью, ведьма, сокрушённая таки молитвой, впала в экстаз и, побиваемая толпой, созналась во всех злодеяниях.





На руинах былого счастья осталась одна только Стелла, жена Криса, не отступившая от изначальной стратегии и продолжившая укрепляться в истинной вере в офисе проповедницы.





Вся эта санта-барбара снята в стилистике латиноамериканского телесериала. Общий план, затем монтаж крупных планов. Съёмочные точки по числу видеокамер, видеокамера одна штука.
Монтаж эпизодов лобовой, без мягких переходов.
Темп жёсткий, на каждый эпизод отведено примерно одинаковое количество времени вне зависимости от смысловой насыщенности.
Сюжет строго линейный, без флэшбэков и переплетающихся параллельных линий.
Активно используются приметы цивилизации: полиция, электричество, колдовские диверсии против автомобилей, научная медицина.

Поскольку я в стилистике народного театра ни бум-бум, то не могу определить, что это за такой приём, когда в доме только что кто-то умер, а родственники впускают зашедшую в гости соседку и принимают от неё соболезнования - вместо того, чтобы хотя бы вызвать скорую и перенести тело на диван.
Вот этот эпизод. На втором плане валяется, раскинув руки, свежий покойник. Соседка (это Стелла) на труп не взглянула. Безутешная вдова в малиновом платье работает на камеру.




Близость народного (считайте, сельского) театра к античному, а того и другого, возможно, каким-то боком к кинопримитиву 1900-х, хорошо видна в сценах шабашей. Ведьмы и ведьмаки стоят полукругом и исполняют функцию античного хора, поддерживая монологи ведущих персонажей с репликами своим демоническим "ха-ха!", завываньями и пением.




Новые персонажи появляются в сюжете методом "и тут вдруг приехали к ним в гости сестра Криса с мужем...". Кстати, сестра у Криса настоящая красотка. Ей тоже от мамаши досталось.





Из художественно-примечательного я бы выделила гневную рэп-молитву Стеллы на 78-й минуте фильма. Перекрёстным монтажом тут же дана вопящая где-то в в соседней комнате мадам Амади, призывающая тёмные силы покончить со Стеллой. Но злую старуху настиг спецэффект. Так христианский рэп победил обычные консервативные вопли ненависти.







Также примечателен эпизод ведьмовского суда над Крисом: три свидетеля обвинения по очереди обличают Криса перед Белым Колдуном, а обвиняемая душа Криса меланхолично внимает всей правде о себе. Суть обвинений я, по серости своей, уловить не смогла.

СТРАШНОЕ: в прямом эфире на переднем плане перерезано горло живому козлу. Никаких скриншотов с этим кошмаром, естественно, от меня не ждите.

Пара слов о спецэффектах.
Ну, небогатые, конечно. В них главное дизайнерская мысль, а не качество исполнения.
Тайны местного грима мы уже познали. Перейдём к местным чудесам.
Сразу под вступительные титры по облачному небу летят на шабаш ведьмы. Двойная экспозиция, что ли.




Ведьмы и ведьмаки превращаются в зверей и птиц.








Мальчики-колдуны астральными проекциями своих душ проникли в спальню к жертве - Крису Амади. Они съедят какую-то кашу, используя спину Криса вместо стола. Из-за этого спина разболится, а рентген ничего вразумительного пострадавшему не расскажет.





А вот психоделический спецэффект в эпизоде нового похода Криса Амади к колдуну. Это уже другой колдун, не тот, что с гробом. Похоже, протежируемая Белым Колдуном ведьма сильнее колдуна-единоличника. Вон она и по размеру даже больше.





Немалое моё любопытство вызвали интерьеры. Преобладают минимализм и простор, сочетание дешёвой мебели с дорогой.
Вот так оформлен выход из гостиной в столовую у соседей семьи Амади. Отличный хайтек, любовалась бы и любовалась.




Вход в холл-гостиную в доме Амади и сама гостиная. Красное напольное покрытие, багровые портьеры... в этом доме непременно случится что-то зловещее!





Спальня Криса Амади. Что за доморощенное эстетство?!




Удивившая меня деталь быта: раздельные спальни у супругов. Прям как английские аристократы. При этом жёны вбегают к заоравшим во сне от страха мужьям так стремительно, словно караулили под дверью, когда же благоверный призовёт.
Вот, пожалуйста, рядовая ночь господина Криса Амади. Один на двухспальной кровати.




У его соседа тоже кровать размером с сексодром, но спит один в сиротской пижамке, а жена вбегает вся нарядная и даже в тюрбане.
Негритянская душа - потёмки. Наверное, так они борются с рождаемостью?




Ещё одна особенность быта в нигерийском кино - пустые однотонные пространства стен.
Декор наблюдался редко. Например, в рабочем кабинете Криса Амади какие-то панно, а также в приёмной колдуна висело произведение глубоко народного искусства.





А вот и нечто совсем странное. В спальне Стеллы картина повешена между дверью и вешалкой. Ну явно же ей там не место, а надо было картину вместо часов расположить, а часы к двери, чтоб взглядом с кровати охватывались. Если это чей-то реальный интерьер, куда впустили поснимать киношников, то мебель, наверное, передвинута так, чтоб стали видны кровать и дверь одновременно. Другая версия: этот интерьер так часто использовался и так приелся зрителям, что для минимальной маскировки его разнообразили то картиной, то цветом покрывала, то ещё чем-нибудь.




Тенденции с костюмами в Нигерии 1990-х разнообразны.
Дети одеты в стандартные шорты, футболки, рубашечки, отрезные платьица выше колен. Взрослые одеваются либо по европейской моде (если есть талия), либо в выглядящие более богато и нарядно разнообразные шёлковые балахоны, если нет талии, но есть всё остальное.





Эта пара поставила меня в тупик. Мужчина и женщина в одинаковых длинных розовых футболках и синих джинсах.





Кино бойкое. Минимальная привычка к латиноамериканским сериалам, и можно смотреть без тренировки.

1990-1999, малобюджетное кино, африканское кино, хорроры, мистика

Previous post Next post
Up