Une corde, un Colt (Франция-Италия, 1969, реж. Robert Hossein)

Apr 13, 2012 21:21

Фильм, как минимум, странный.
"Веревка, кольт" выворачивает наизнанку романтический сюжет о бедных, но гордых, ввязавшихся в рукопашную с озверевшими от безнаказанности сельскими бандитами (включая бандитов-нуворишей). Данный пафосный сюжет был заботливо взращён поколениями кинематографистов на питательной почве ненависти к олигархам и веры в царя-освободителя.
Классическое ответвление сюжета - повесть о загадочном мальчише, который перестрелял всех плохишей на радость пионерам. Чем сюжет о добром и не знающем промаха стрелке-защитнике отличается от народных сказок о волшебных помощниках, я не знаю.
Фильм Оссейна испытывает сказочную формулу на прочность. Гнёт до излома и взрывает изнутри. Кажется, соблюдены все каноны - богачи и бедняки, угнетатели и мстители, жадины и бессребренники... Но сюжет складывается противоположный тому, что ожидаешь. Волшебный помощник достался не царским сыновьям, а Бабе-Яге.

Группа всадников настигает беглеца и предаёт суду Линча. Он умер без исповеди и похоронен на неосвящённой земле.



Окаменевшая от горя вдова на последние деньги нанимает мстителя. У мстителя загадочное прошлое и отсутствующий взгляд.



Классичненько? Весьма классичненько.
Дальше сплошные диссонансы, игра от противного, а также умолчания, складывающиеся в рассказ.

Хотя дамочка, организовывая вендетту, постарается предстать в облике настоящей леди, невозможно избавиться от ассоциации с какой-нибудь чёрной паучихой.



Цель паучихи - разрушить мир людей, которых она возненавидела.
А вот и те, кого ждёт её суровая месть. Отец и три его взрослых сына - владельцы богатого ранчо и (кажется) прииска.
Обратите внимание, папаша ещё не так и стар. Значит, он не из тех мужчин, кто до сорокалетнего возраста "гуляет", а потом женится на молодухе по принципу "бес в ребро". Нет, этот мужик уже в двадцать лет чин-чином женился, наплодил детей, всех на ноги поставил, в люди вывел, к делу пристроил, уму-разуму научил. Осталось женить на хороших девушках и почивать на лаврах. Но самая хорошая в округе девушка - их младшая сестра. Так что парни с женитьбой не торопятся, имея перед глазами столь высокий идеал, как Мишель Мерсье.





То, что перед нами не обнаглевшие и развращённые властью "хозяева жизни", а сравнительно приличные люди, становится ясно, как только они оставляют в неприкосновенности женскую честь вдовы казнённого ими бандита. Более того, молодая привлекательная вдова ни капли не боится оставаться одна в опустевшем доме. Стало быть, уверена, что никто из молодых холостых соседей к ней с нежеланным визитом не нагрянет.
Потому что они добрые христиане и у них хорошая репутация.
Их мир полон вот таких городков, где каждый фасад точно соответствует объёму и функции здания. Никакого обмана, никакой пыли в глаза. Кто преуспел, тот преуспел.
Ты здесь новенький? Работай и наживёшь. Обидели? Бери ружьё и отомстишь.





Другой мир, почти уже вымерший, превратился в города-призраки, осколки былой вольницы. Здесь любое ничтожество строит из себя охотника за удачей. Архитектура вторит. Вы только посмотрите, какие маленькие объёмы скрываются за нарочито увеличенными фасадами! И смех, и грех. Жалкое зрелище, истлевшая за ненадобностью псевдоготика псевдоромантизма. Подходящее место, чтобы злая фурия помыкала дураками.





На самом деле, Оссейн-режиссёр поступил ещё проще - противопоставил тех, кто обедает без шляпы и с молитвой, тем, кто обедает в шляпе и без молитвы.





На этот костяк всё дальнейшее само наросло. Гопники не могут взять верх над приличными обывателями, но житья обывателям от гопников нет и не будет.



Главного героя, непобедимого стрелка, сыграл, ясное дело, сам Робер Оссейн. Своему привычному образу он не изменил ни на йоту. Всё тот же Пьеро, вообразивший себя Арлекином. Стёр нарисованные слёзы и гордо обвешался бубенчиками, но от их бесконечного трезвона вот-вот зарыдает по-настоящему. Готовый клиент для психиатра.



Причём Оссейн таков во всех ролях, что я видела: "Вампир из Дюссельдорфа", "Грузовой лифт", теперь и "Веревка, кольт". ("Анжелику" не считаю, это такая невыразительная постановка, что я даже не смогла вспомнить, видела ли фильм целиком или только отдельный фрагмент).

французское кино, вестерны, 1960-1969

Previous post Next post
Up