"Наахара" Марины Калининой (Якутия, 2007)

Nov 05, 2011 00:25

Киноманам, киногикам и просто сочувствующим пора учить слово "тубэлтэ". Это якутское слово, которым обозначают рассказы о привидениях и духах. А теперь ещё и название местного поджанра фильмов о привидениях.

От инокультурных влияний якутам никуда не деться, а мировой кинематограф полнится душераздирающими историями о призраках. Во всех привычных для нас сюжетах причиной появления неприкаянных душ являются насильственная смерть, не выполненные с должным уважением погребальные ритуалы, неутолённая жажда мщения. То есть что-то злое и дисгармоничное. Иди, Гамлет, разберись.

Особенность якутских историй о привидениях - тесная, пока ещё живая связь с культом предков. Любовь к отеческим гробам - дело почтенное, солидное, нужное. Соответственно, в якутских кино-тубэлтэ (точнее, пока ещё только видео-тубэлтэ) привидения просто существуют, безотносительно того, в какую сторону в данный момент склонилась всемирная чаша весов добра и зла.

Но на скользкий путь встраивания духов предков в застывшую мировую классификацию привидений якуты уже ступили. Узкие специалисты говорят о десятках фильмов жанра тубэлтэ, пока ещё (ха! уже лет двадцать!) остающихся незамеченными знатоками широкого профиля, если не считать обзор от А.Долина на Оупенспейс.
Тут большой вопрос, кто кого. Или же мировая классификация омертвит теплящуюся фольклорную традицию, или же серебряные родники народной мудрости... ну, вы понимаете.
Запасаемся попкорном - и следим за битвой Культуры и Матрицы.

"Наахару" Марины Калининой относят к числу лучших тубэлтэ.
Википедия доносит, Наахара - посёлок в Якутии с числом жителей 800 человек. Неподалёку расположены остатки более древнего посёлка, вымершего от чумы в 1800 году.
Фильм, как и всё современное якутское кино, снят на видео. Реплики на якутском языке субтитрами не переведены, но их не так много, чтобы это мешало понимать сюжет.
Кое-что проясняют тексты по ссылке http://contello.livejournal.com/23506.html

Три молодых жителя современной России отправились на экскурсию в советское прошлое, и обнаружили там... самих себя. Тихое провинциальное прошлое, т.е. параллельная официозу полуфольклорная реальность, - такое прошлое не всегда агрессивно и, разумеется, не всегда уродливо. Однако отпускать гостей оно не хочет, потому что они здесь не гости, а неотделимая часть, и место их подле призраков былого. По крайней мере, сами призраки так считают, и молодым придётся смириться со своей долей возложенного культурного наследия, как бы молодые этому ни сопротивлялись.







Вокруг этой красивой, чертовски актуальной и эмоционально богатой идеи выстроен сюжет о трёх приятелях, отправившихся в заброшенный якутский посёлок поиграть в ведьму из Блэр.





Ведьм они нашли немало. Например, такую.



Но, видимо, команда "Наахары" сильно зависела от даты съёмок, иначе мне нечем объяснить, что сценарий не продуман во всех деталях. Из-за этого фильм полон нереализованных голевых моментов. Скажем, точно такой же легкомысленно унесённый из захоронения человеческий череп со следами насильственной смерти намного лучше обыгран (и вообще просто обыгран) в "Мы из будущего".



Пусть идея "Наахары" несколько богаче реализации, фильм оставляет скорее приятное впечатление. Хотя бы потому, что голевые моменты обозначены именно как голевые. Реплика "Тебя только за смертью посылать" обыграна небольшой многозначительной паузой, лозунг на куртке "Дни мира" превратился в воображаемую мишень воображаемого чудовища, и т.п.

Персонажи "Наахары": любитель движухи Валера, серьёзненький этнический красавец Серёга и вальяжный пофигист Дэн (Денис).



Исполнитель роли Серёги - продюсер "Наахары" Евгений Павлов.



За красоту призрачного мира отвечала актриса Наталья Винокурова. Справилась на пять.





Режиссёр Марина Калинина не удержалась от соблазна стилизовать якутскую красавицу под девочку-призрака из джей-хоррора (т.е. японских фильмов ужасов наподобие "Звонка"). Но только один разок и недолго.



А вот и кое-что не японское, а из американской незаметной жанровой классики - иксобразные кресты! "Пропавший отряд", он же "Серый рыцарь", Джорджа Хикенлупера изобиловал подобной как бы языческой символикой. Вряд ли якутские кинематографисты сделали такой кадр специально. Но вот примерно так, наверное, и рождаются некоторые элементы международного киноязыка - из интуитивно постигаемой символики типовых объектов ландшафта рукотворного происхождения.



Владимир Кропотов, исполнитель роли Валеры, сделал достоянием общественности довольно откровенный фотоальбом со съёмок "Наахары". Пока остальные члены съёмочной группы не оторвали Владимиру за это уши (я бы ещё как оторвала!), полюбуемся на прошедшие мою цензуру портреты героев дня и тайны их успеха.

Соавтор сценария и режиссёр Марина Калинина



Сардаана Слепцова отвечала за звук и свет.



Рабочие моменты










 

российское кино, малобюджетное кино, привидения в кино, 2000-2009, якутское кино

Previous post Next post
Up