В.Михалкович о триллере как средоточии новой мифологии ХХ века

May 23, 2011 13:46

...картины попроще... эффективно выполняют свою задачу - если не эстетическую, то социологическую. Функцию, на них возложенную, следует определить кратко: мифологизация реальности.
В кинематографических "сериалах" - всевозможных "Жюдексах", "Фантомасах" и "Зигомарах" всякое социальное явление, казавшееся среднему зрителю опасным, "одушевлялось", воплощалось какой-нибудь мифологической фигурой - очередным посланцем сатаны. Против него, против исчадия ада выступал герой, в равной степени фантастический, - он отнюдь не призывал к подлинному разрешению проблем, он представлял собой надежду на ирреальное, иллюзорное их разрешение. 
Шерлокхолмсовский детектив направлен был к иной цели - он утверждал идею о всемогуществе разума, вселял уверенность, что посредством умственных усилий можно преодолеть любой конфликт, в первую очередь - социальный. Из этой уверенности, как из почвы, вырастала мифологическая фигура сыщика - абсолютного средоточия разума.
Триллер решительно отказывается от системы "очеловечивания" социальных явлений и абстрактных понятий. Он как будто стремится к доподлинности, документальности даже. В изображении главного героя он чуждается всякой трансцендентальности, живописует человека, взятого из жизни, с улицы, и если этот человек представляет собой нечто исключительное, всё равно для подобной исключительности находится рациональное обоснование. Контрпартнёром этого героя оказывается не чудовище в облике человеческом, вроде Фантомаса или профессора Мориарти, контрпартнёром оказывается вся реальность как таковая. Именно она, а не бесцеремонные противники или полицейские, становится основным источником неприятностей для героя <...>. На реальность герой триллера никогда не может рассчитывать как на благожелательного, готового сотрудничать компаньона, никогда герой не может на неё положиться, заключить с нею пакт о ненападении. Сведение многообразного мира к одной только черте, абсолютность значения, придаваемого этой черте, и есть в данном случае мифологизация.
Но с начала 60-х годов (на первых порах робко, а потом всё более уверенно) стала утверждаться в триллере иная сюжетная схема, где врагом личности объявлялась не вся реальность целиком, а лишь определённая её часть, определённый её фрагмент. Имя этого фрагмента - Организация.
<...> Триллер принялся демонизировать организацию, выдвигать её в качестве основного врага личности <...>

Источник: Михалкович В. Что такое триллер? // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. - М., 1976. - Вып.5. - С.187-214. Цитата со стр. 206-208 с купюрами.

См. также: Михалкович Валентин Иванович (1937-2006). Буржуазный кинодетектив и некоторые проблемы “массовой культуры”: Автореф. дисс. ...канд. искусствоведения / Ин-т истории искусств. - М., 1974. - 26 с.

Вопрос от adzhaya:
Является ли фильм "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен" триллером про товарища Дынина, который хотел как лучше, но попал в ловушки безжалостной Организации юных хиппарей?:)

триллеры, теория кино

Previous post Next post
Up