Почему у Антониони мало зрителей: мнение Е.Громова

May 09, 2011 10:05

Фильмы Антониони дают целую серию точных, адекватных, психологически нюансированных портретов отчужденных людей - почему же эти мастерски сделанные портреты не воспринимаются значительной частью зрителей? Обвинять Антониони в непонятности стало трюизмом.
На мой взгляд, Антониони можно упрекнуть в монотонности, литературщине, но не в чрезмерной усложненности формы. ...<Его - прим. adzhaya> кинематографический язык прост, особенно на фоне фильмов Годара, Алена Рене, Пазолини, Бертолуччи. Антониони не прибегает ни к каким монтажным ухищрениям, избегает сложной символики, не перегружает текст диалогов и монологов философскими и социологическими экскурсами. Он позволяет внимательному и терпеливому зрителю всмотреться в каждую деталь изображения, дает время обдумать слова, поступки героев. И тем не менее факт есть факт; многие зрители не воспринимают его ленты.
...Психоаналитичность экзистенциалистской поэтики, а под ее несомненным влиянием находится Антониони, имеет свои правила игры, свою систему отсчета, отличную от чеховской или бунинской. Одиночество героев Антониони носит изначально заданный характер. Оно, повторяю, не доказывается, а показывается. Интуитивно, стихийно Антониони в своем художественном методе идет от общего, от философской концепции <экзистенциалистов - прим. adzhaya>, к частному, конкретному. И если зритель не понимает, не чувствует эту концепцию, он не может глубоко воспринимать его фильмы.
Это с одной стороны. С другой же... согласимся, что слишком многое в неврозах, страданиях, страстях его излюбленных героев раздражающе непонятно людям, ежедневно озабоченных добыванием хлеба насущного. Актуальные, насущно практические проблемы этих людей почти не входят в круг творческих интересов мастера. ...Мир Антониони, как он выражен в фильмах "Ночь", "Приключение", "Затмение". - это мир большой, духовно изощренной, но все-таки элитарной кастовой культуры.
Источник: Громов Е. На исходе шестидесятых (Критические заметки) // Мифы и реальность: Зарубежное кино сегодня: Сб. ст. - М., 1972. - Вып.3. - С.36-74. Цитаты со стр. 45-46, 47-48.

1960-1969

Previous post Next post
Up