О личном пространстве киноперсонажа

Dec 04, 2010 11:07

Все мы слышали о личном пространстве, которое учёный люд измерил с точностью до сантиметра.
И что пространство это у американца больше, чем у русского, а у русского больше, чем у итальянца.
Так это что получается - что если Он и Она в фильме стоят (условно называю) в полуметре друг от друга и мирно беседуют, то кинозритель-итальянец увидит обычный ( Read more... )

зрители кино, критика как практика, теория кино

Leave a comment

Comments 16

funduk_80 December 4 2010, 08:37:56 UTC
ну... ;)
а если мужчина и женщина, обнявшись, танцуют - то по такой логике - они уже переспали в особо извращенной форме??? :)
ИМХО, кино и психология - сёстры, но от разных отцов... :)

Reply

adzhaya December 4 2010, 11:26:48 UTC
А как насчёт той сцены из "Афони", где пышная девушка ставила на пол сумочку? Сценарист, выходит, очень даже придал значение психологической достоверности.
Да и вообще, не с каждым мужчиной женщине комфортно танцевать, вися у него на шее. У одних танцующих героинь улыбка на устах, а другие молча страдают и мечтают улизнуть. Не всё так просто.

Reply


mimoid December 4 2010, 09:07:55 UTC
Ну да, зрители с разным культурным багажом, вообще говоря, смотрят разные фильмы, хотя бы им и демонстрировалась одна кинолента. Причем дело даже не в различных национальностях. Наглядный пример - споры о "Солярисе" у тебя в блоге ) Каждый видит свое ( ... )

Reply

adzhaya December 4 2010, 11:30:51 UTC
Ну, мне бы хотелось систематизировать. Должны же быть универсальные моменты, поддающиеся холодному анализу и формальному учёту. Чтоб легче было через них перешагивать:)

Reply

mimoid December 4 2010, 16:10:47 UTC
Универсальные механизмы восприятия? Ну это что-то на физиологическом уровне. Вроде того, что большинству мужчин приятно смотреть на женское тело. А дальше все уже упирается в кучу условий - культурных, психологических, да даже настроенческих, а кроме того, крайне важно, что зритель ожидает от фильма, как его позиционировали и т.п. Все эти моменты можно систематизировать, почему же нет.

Reply

adzhaya December 4 2010, 16:42:52 UTC
Обратила внимание, никто не привёл примеров из кино, которые бы опровергли или поддержали тему поста.
Ничего удивительного. Я и сама ещё неделю назад не назвала бы ни одного момента, где зрительский дискомфорт списала на несоответствие нарратива интенсивности телесных контактов персонажей.

Но на днях смотрела "Миражи" с Верой Холодной, и там гимназическая молодёжь в доме матери Марианны резвилась так... вообще без личного пространства и без малейшего стеснения. И танец балерин, кстати, тоже поставлен как "контактный".
А жених Марианны, от которого она ушла к плейбою, он же именно что от невесты отстранялся, держался чуть поодаль.
Но держался совершенно прилично и правильно с точки зрения моего представления о поведении благородных мещанских женихов сто лет назад.
Т.е., в принципе, я вообще не должна была обратить внимание на "холодность" жениха. И дискомфорт почувствовала не от его поведения, а только от многократного контраста с излишне прижимающимися друг к другу разнополыми тинейджерами.

Reply


maxim_tovkatch December 4 2010, 10:29:29 UTC
Описанная тобой ситуация слишком абстракта. Интерпретация ситуации сторонним наблюдателем строится не только на оценке расстояния между людьми, на которых он смотрит.

Reply

adzhaya December 4 2010, 11:20:25 UTC
Это само собой. Нарратив всегда первичен, и если зрителю дали понять, что Она отвергла Его, значит так оно и есть.
Я про подсознание. На подсознательном уровне возможен дискомфорт. Если, например, в итальянском фильме мизансцена так построена, словно (на американский взгляд) Она с Ним активно заигрывает.

Reply


konst19791019 December 4 2010, 15:25:37 UTC
Ох, ну и проблемку Вы затронули. На диссертацию потянет.
У одних наций белый цвет - свет и праздник, у других - траур. Для русского какая-то американская мелодия - глубокое ретро, а для американца, который слышит ее по сто раз на дню, - это примета назойливой современности. Мы слышим в оригинальной звуковой дорожке сплошные f*ck да sh*t и думаем, что персонажи матерятся (что очень любят подчеркивать плохие переводчики), а это сегодня просто фигуры речи, хоть и не особо приемлемые в обществе. Ричард Гир прилюдно чмокнул индийскую девушку в щечку, а оказалось - опозорил ее. И тут еще психологические нюансы типа обозначенных Вами...
Замучаешься кино смотреть, вникая во все детали с "национальных" позиций. Нет, конечно, многое знать полезно, но делать далеко идущие выводы я бы не стал.

Reply

adzhaya December 4 2010, 15:43:04 UTC
Тем не менее, некоторые особенности восприятия кино являются подсознательными, неконтролируемыми и непредсказуемыми, но, тем не менее, не индивидуальны и не могут быть списаны на личных тараканов в голове, а вызваны вполне объективными причинами.
И если мне не нравится общепризнанно великий фильм, то я хочу знать причины, а не гадать, не сошла ли я с ума!:)
Надо же с чего-то начинать.

Reply

konst19791019 December 4 2010, 15:51:51 UTC
С ума, как известно, поодиночке сходят. Так что, если Вам не понравился "общепризнанно великий фильм" (кстати, даже в IMDB, где больше всего юзеров-киноманов ошивается, нет ни одной ленты с круглой "10" в графе "баллы"), поспрошайте друзей, знакомых, родственников, в сети пошукайте, в конце концов, и за 5 минут Вы убедитесь, что сторонников у Вас - пруд пруди.
А насчет восприятия - все равно не уверен, что начинать нужно с "территориальных" аспектов. Иначе получится: сколько территорий - столько и восприятий! Вот тогда точно тараканы в голове забегают...

Reply

adzhaya December 4 2010, 16:46:25 UTC
Посмотрим. Уже задумала пост с картинками, иллюстрирующий затронутую тему. Надо только выбрать какой-нибудь бродячий сюжет, где нарратив однозначен. Например, золушка и принц, как они в пространство кадра вписаны.
Подумаю.

Reply


alek_morse December 4 2010, 19:07:28 UTC
...бывало, заталкиваюсь зимой в трамвай, а там - полным-полна коробушка и все в шубах. Такой ссекс, прости хосподи ;) :))

Reply

adzhaya December 4 2010, 21:11:39 UTC
Ещё японцев можно вспомнить, у которых есть профессия заталкивателя в вагон метро:)

Reply

alek_morse December 4 2010, 22:05:53 UTC
Да, кстати.
И у них такое... как бы сказать... "детское" восприятие секса.
(не уверен, что точно выразился)

Reply

adzhaya December 5 2010, 07:35:48 UTC
Заталкиватель в метро согласуется с некими садомазохистскими мотивами:) Так что я бы ещё отметила высокий процент "секса с принуждением" в японском кино. Причём равно страдают и принуждаемые мужчинами женщины, и принуждаемые женщинами мужчины. Например, в "Тетсуо" Цукамото есть эпизоды диких визуальных фантазий, означающих страх мужчины быть изнасилованным женщиной, и вообще в целом страх насильственного прикосновения. Бедные японцы, сидят на своих островишках, как селёдки в бочке:)

Reply


Leave a comment

Up