Тангэ Садзэн, или Секрет урны ценой в миллион рё. Япония, 1966, цв.
Убийца. Япония, 1969, цв.
Бандитский квартал. Япония, 1974, цв.
Бандиты против самураев. Япония, 1978, цв.
Реж. Хидео Гося.
Самурайский боевик "Тангэ Садзэн" откровенно порадовал. Чёткое, внятное кино, где рояли в кустах расставлены заранее, а не берутся откуда ни возьмись. Конечно, образ одноглазого и однорукого непобедимого фехтовальщика Тангэ Садзэна навевал комическую ассоциацию с той киношкой про безвинно обвинённого Лесли Нильсена, где киллер был вдобавок ещё и одноногим, но это такая приятная ассоциация, что я совершенно не против.
И там такой милый самурай Гендзабуро бродит в поисках украденного сокровища клана... Чистенький, аккуратненький, одухотворённенький и весь в невыразимой тоске по идеалу. Прелесть просто. Вылитый добрый милиционер из советского кино, который приходит в шок от мысли, что есть злые люди, способные совершить преступление. Мой любимый типаж, между прочим.
"Убийца" (Hitokiri, самурайская драма) произвёл на меня не самое яркое впечатление. Политические интриги 1862г. в ракурсе карьеры киллера-мужлана. Мужчинка туповатый, но в трезвом виде творческий и энергичный, надеялся на общественное признание благодаря славе первого убийцы. Пьяные похождения этого странного хвастливого самурая поданы порой в юмористическом ключе, даже когда он принял участие в массовом убийстве. В финале он сумел меня удивить, органично превратившись в своего рода деревенского мудреца, но до финала ещё дотерпеть надо было.
"Бандиты против самураев" смотрела достаточно давно, с год назад. Сказать, что данное самурайское кино пронзило мою душу - не скажу. Запутанно, и трудно отличать лица. Но те же трудности, только в ещё большем масштабе, ждали меня, например, во "Втором дыхании" Жан-Пьера Мельвилля, сюжет которого я вообще не поняла, а рожи были сплошь европеоидные, не придраться. В "Бандитах против самураев" хотя бы в общих чертах понятно, кто, кого и зачем.
Понравилось, как криминальный фильм про кучку прохиндеев внезапно обернулся фильмом о высоких чувствах. Хотя так, в целом, конечно, это просто незатейливое средневековое мочилово с подкладкой из личной мести.
Впрочем, я в тамошних культурных реалиях ориентироваться не научена, поэтому трудно догадываться, что "его семья была строго наказана" означает "всем кирдык без различия пола и возраста". Спасибо, Гося трупы показал, а то б и не поняла, из-за чего сыр-бор.
В центре истории - воровская банда, 10 лет находящаяся под управлением таинственного анонима и влюблённой в него женщины-матахари по имени Очиё. Основной их промысел - внедрение в чужие дома с последующим выносом имущества. Но можно при случае и чужую добычу перехватить. Годами ребята по-тихому гадили конкурирующим бандам и выигрывали за счёт железной дисциплины и творческих инноваций одновременно. Тем временем, самурайская полиция сбивается с ног в поисках неуловимых преступников.
Как мне показалось, соль фильма в том, что "наша" банда не являлась бандой головорезов. Это, скорее, такие Арсены Люпены, которые тишком, ползком, со сбором шпионской информации и внедрением под прикрытием. Словом, добропорядочные воры, в целом чурающиеся грубого насилия. Таким не грех и сопереживать.
Но за годы промысла нравы огрубели. Жить стало страшно, самураи совсем близко подобрались. Красотка Очиё озверела от желания выйти замуж за главаря и принялась тыкать кынжалом в невинных шпиёнов, что, конечно, недопустимо для хрупкой женщины.
Главарь объявил о роспуске банды, все тут же расстроились, ощутили свою сроднённость, и дальше, когда вопрос встал уже о жизни и смерти, вот тут и началась высокая трагедия. Не будем забывать, что "наши" бандиты за десять лет прошли во всех смыслах самурайскую выучку. Жаль только, высокая трагедия подана простовато, без того режиссёрского блеску, который мог бы выдать Гося, если б действительно захотел.
Первое место дня отдаётся "Бандитскому кварталу" (Boryoku gai, он же "Улицы насилия", гангстерская драма,
на IMDb сейчас 58 голосов).
illa_anna предупредила, что исполнитель главной роли Noboru Ando - прелюбопытная личность. В годы второй мировой он обучался на камикадзе (в этом месте я заржала прямо над тарелкой супа), потом сделал хорошую карьеру у якудза, потом вышел из тюрьмы и подался в мир литературы, став писателем, а заодно и киношником. Фильм во многом автобиографичен, а шрам на левой щеке седеющего красавца - настоящий боевой шрам, а никакой не грим. И точно, именно так о нём и пишут -
вот здесь прочла.
Нобору Андо сыграл крутого парня, мечтавшего о тихой жизни на пенсии. Вышедший в отставку мафиозо средней руки управляет баром "Мадрид" в центре некоего квартала, принципиально важного для криминальных структур. Давние конкуренты пытаются прибрать бар к рукам, чтоб иметь точку влияния на квартал. Во избежание эксцессов, бывшие хозяева героя изволят потребовать бар себе обратно, хотя ранее заявляли, что это подарок. Конечно. с крутыми парнями нельзя обходиться как с кутятами, и герой даст это понять весьма наглядно. Но криминальная разборка завертелась по неожиданному сценарию и совершенно помимо воли героя.
Наверное, большинство оригинальных моментов этого фильма уже где-нибудь процитированы и никого не удивят, но мне было откровенно приятно видеть и стрелка-соратника, пришедшего помочь просто так и ушедшего в чудесном настроении после перестрелки ...и девушку-убийцу с тщательно скрываемым секретом ...и смешные маски на бандитах, захвативших заложницу ...и танцовщиц фламенко в японском баре ...и смертельного врага, мечтавшего стать другом (элемент в духе спагетти-вестернов).
Само собой, особую остроту просмотру придавала личность актёра. Когда гадаешь, какое именно противозаконное действие в его исполнении автобиографично, а какое - художественный вымысел, невольно проникаешься к фильму тёплыми чувствами. А то крутые парни в исполнении господина Н.Кейджа чуть было не отбили у меня охоту знакомиться с криминальным жанром.
Бонус для киноманов: кто любит Марио Баву, тот останется доволен шикарно снятым эпизодом на куриной ферме. Холодные голубые стены, белые птицы с красными гребешками, белое кимоно убийцы в пятных крови, гигантские птичьи клетки между свободно двигающейся камерой и человеческими фигурками... ах.