Головой о стену. Германия-Турция, 2004. Реж. и автор сценария Фатих Акин.
Германия наших дней. Упавший на дно жизни после кончины горячо любимой супруги турок-панк (!) 1960 г.р. получил настойчивое брачное предложение от турчанки 1983 г.р. Ему - бесплатная кухарка и домработница, ей - свобода от семейного надзора и много-много случайного секса со случайными приятелями. Оба получили то, что хотели, но потеряли много больше того, что приобрели.
Отличная операторская работа. Столкновение турецкого поп-фолка с матерным (надеюсь) немецким (надеюсь) роком или чем-то из того же музыкального ряда. Мелодраматическая составляющая соревнуется с эстетизированными чернушными эпизодами. Плюс сравнительно недавний реальный исторический факт - в одном из немецких городов местная турчанка была убита родственником за образ жизни, не подобающий мусульманке и позорящий семью.
Фильм смотрела с максимальной внимательностью. Оторваться и прекратить просмотр было затруднительно. Но в итоге - недовольство и чувство, что меня обманули.
Сценарист из Фатиха Акина... э... хреновый. Психологическая недостоверность зашкаливающая.
Например. Героиня строго следит, чтобы между ней и Героем не приключился интим. Объяснение - в случае интима их брак станет действителен и тогда им будет трудно развестись. Вас устраивает такое объяснение? Меня нет.
Господин Ф.Акин - мой ровесник. Человек совсем юный мог бы не подумать о бытовых мелочах, человек слишком зрелый мог бы быть циничен по отношению к зрителям (которые, действительно, схавали подобную чушь). Но как тридцатилетний сценарист может всерьёз полагать, что найдётся хоть один судья, который проглотит байку о престарелом панке и гулящей мамзели, сколотивших женско-мужской монастырь в малогабаритной квартирке? Или я одна на весь интернет такая недоверчивая попалась?
Нет моего зрительского доверия к таким способом объясняемому целомудрию взаимоотношений Героя и Героини - откуда возьмётся доверие хоть к чему-нибудь в такой истории?
Другой пример: если женатик подрался с одноразовым любовником своей жены - то это оттого, что навязчивый любовник из чувства мучительной ревности публично говорил о женщине всякие гадости.
Ага. Вот прям так оно всё и бывает. Один раз чуть ли не в общественном туалете отсношался с кривоносой лахудрой и теперь пережить не может, что у неё муж есть. Тонкость чувств, поразительная для завсегдатая ночных дискотек.
Не проще ли сценаристу было расписать эпизод так, каким он и был бы в реальности? Парень узнал, что вон тот одинокий хмырь за барной стойкой - законный муж девки, задаром обслужившей уже пол-Берлина... не смог сдержать весёлого смеха... В такое поверю. В тонкость чувств банального потаскуна - никогда.
Рылась в ЖЖ в поисках интересных отзывов на "Головой о стену". Интересных для себя не нашла. Подробных довольно много, положительные - вообще все. А таких, чтоб дать ссылку и считать своё мнение опосредованно высказанным, - таких нету. В смысле, отрицательных отзывов нету.
Чувствую себя ворчливой тёткой. Всем нравится, мне одной не нравится. С другой стороны,
произошло то же, что и при просмотре "После работы" Мартина Скорсезе. Тщательно выстроено действо - а я не вижу под ним фундамента. Не верю, не сопереживаю, не сочувствую, жду подвоха, подсчитываю несостыковки.
В "Головой о стену" нарушены жанровые условности. История осталась бы романтической комедией даже с учётом малопохвальных сексуальных похождений юной турчанки. Но примерно посредине фильм оказывается сломан и вывернут наизнанку. Само по себе это могло бы мне понравиться, как понравилась построенная аналогичным образом "Японская история" Сью Брукс (Австралия, 2003).
Но история двух германо-турок сломана не тем, что называют "правдой жизни", и не трагической случайностью, разрушившей надежды героев на формирование их семейного союза, а чем-то таким, что я не могла бы охарактеризовать иначе, как идейная прихоть сценариста-режиссёра.
Попробую пояснить. Когда героиня поняла цену своей так называемой "свободы"... казалось, фильм выворачивает в русло серьёзной драмы. Добившись ПРАВА откликаться на призывы самцов, девушка получила своё ПРАВО уже в качестве ОБЯЗАННОСТИ. Агрессия не ждущих отказа подонков, привыкших к халявному сексу, естественным образом обрушивается на её мужа. Всё правильно, и всё справедливо, и всему легко веришь.
Но вот она остаётся вообще без мужниного "прикрытия". И дальше я ничегошеньки не понимаю. Юная особа, которая полугодом ранее не решалась уйти из дома из боязни психологически травмировать свою мать, - теперь она готова укатиться на все четыре стороны, о маме больше ни разу не вспомнив.
О всём последующем даже упоминать противно. Если в начале фильма Герой пытается прибегнуть к суициду по той причине, что сердце его мертво и пепел любви царапает селезёнку, то теперь Героиня - обещавшая, между прочим, дождаться выхода Героя из тюряги, куда он попал по её милости! - прибегает к суициду по той причине, что порхать счастливым мотыльком у неё здесь в Турции получается ещё хуже, чем там в Германии. Ну, то есть она вытерла ноги о Героя и вычеркнула его из своей жизни за здорово живёшь. Надоел.
Кульминация предсказуема: бурная ночь с опиумом в злачном месте, изнасилование в момент беспамятства, одинокое возвращение домой, встреча в тёмном переулке с пьяной компанией, женская агрессия в адрес похабников и драка с ними. Групповое изнасилование не случилось только потому, что Героине сразу разбили лицо и сломали рёбра. Кидаясь на трёх подвыпивших гопников так, словно это батальон эсэс в окровавленных гимнастёрках, она демонстрирует своё новое отношение к случайным связям - презрение и ненависть. Подумать только, какая нравственная революция! Не подозревала, что одновременное употребление алкоголя и наркотиков даёт внезапный эффект целомудрия. Я в плену стереотипов, оказывается. Мда. Ёрничать хочется меньше всего, но... я желала ей смерти, а искусанных и обруганных по матери мужиков было даже жаль.
И так до самого финала. Полное недоумение. Последняя встреча Героя и Героини - в свете вытирания ног одной о другого - представилась нестерпимо пафосной.
Фактически, Героиня Герою дала разок по старой дружбе, и всё. Прогрессивная молодая мать, печальная и высокодуховная, без макияжа. У Героя ожило его мёртвое сердце, у Героини омертвела её бешеная матка. Один из лучших фильмов о любви за последние годы по мнению зрителей, отписавшихся в ЖЖ. Тьфу.
Особенное моё неприятие вызвал, как ни странно, образ турчанки-родственницы. Наверное я чего-то не понимаю, но разве разведёная бизнес-леди в Турции позволит себе давать кров двоемужнице, подобранной буквально на задворках с ножевым ранением? Без мужа, всё время общаясь по работе с мужчинами... да бизнес-леди свою бы репутацию оберечь от пересудов, а тут такую шалаву опекает и прямо-таки источает доброжелательность в её адрес... Святая она, что ли, родственница эта турецкая.
Ну а в целом - прославленный в не самых узких кругах, увенчанный фестивальными призами представитель Diasporic Cinema. Так называют, если я правильно поняла, кинематографическое исследование специфических психологических и социальных проблем тех национальных меньшинств Европы, формирование которых явилось следствием её колониального прошлого и миграционной политики второй половины ХХ в. - кино о "европейской" жизни представителей тунисских, алжирских, ливанских, турецких и пр. диаспор, снятое в качестве “взгляда изнутри” режиссёрами, этнически происходящими из этих диаспор. Представители “диаспорного кино”: тунисец Карим Дриди («Бай-бай» 1995, «Ярость» 2003), иранец Хамид Нафиси, ливанец Юсеф Фарес («Давай! Давай!» 2000, «Зозо» 2005), турок Фатих Акин («Головой о стену» 2004, «На краю рая» 2007) и др.
Кстати, не смогла сегодня подобрать заголовок для своего поста.
"Манон в паноптикуме" - о, большинство зрителей примерно так и оценивают героиню, но больно много ей чести, имхо.
"Как завести себе мужа-подружку" - хороший слоган, но не может быть распространён на весь фильм целиком.
"Самба турецкого мотылька" (с аллюзией на песенку В.Меладзе, если кто не узнал) подошла бы отлично, но проиграла в мелодичности.
Пришлось сегодня побыть злой, но не оригинальной.