"Леночка и виноград" и "Разбудите Леночку"

Aug 17, 2009 19:18

Леночка и виноград: Звуковая короткометражная комедия для детей. Ленфильм. 1936.
Разбудите Леночку: Немая короткометражная комедия для детей. Ленфильм, 1934.
Реж. Антонина Кудрявцева (здорово, наверное, зваться Тоней Кудрявцевой, ласково так!).
В главной роли Янина Жеймо.

Не хочу делать вид, что не заметила единственный развёрнутый острокритический отзыв из немногих упоминаний "Леночки и винограда" в русском сегменте ЖЖ.
Мне было неприятно это читать, но найти адекватное возражение я бы, пожалуй, не смогла. Да, актриса Жеймо в этом фильме - пухлая коротышка.


Да, чего-то кинематографически запредельного заметить мне не удалось.
Но почему фильм с тщательно выстроенными мизансценами, пусть и несложными, назван "халтурой"... А ведь одно то, как аккуратно в детской киношке отнеслись к свободному пространству кадра, не позволяя ему болтаться неорганизованным "воздушным пятном" - одно это уже вызывает во мне большое уважение к съёмочной группе...






...почему вполне прилично играющие дети-актёры названы бездарностями...

 

...не понимаю.

Плюс, многочисленные кадры, где человеческие фигуры и кисти рук прямо-таки сплетены с лозами винограда, но не теряются в растительном антураже, а это не так-то легко в чёрно-белом фильме...



Плюс, величественные в своём разнообразии движущиеся пугала - несомненные арт-объекты... (Художником фильма в титрах названа Евгения Словцова). Не будем упускать из вида и открытую террасу на втором этаже (колхозного правления? дома культуры?), где размещены на ночлег городские юннаты, - террасу с изящной мебелью, навевающей сладкие отпускные грёзы о южном приморском рае.






Нет, обвинение в халтуре совершенно незаслуженное! Олег Юрьев был несправедлив два года назад.

По образу героини и характеру конфликта немой и звуковой фильм очень разнятся.
В 1934г. Леночка - рассеянная, хотя и бойкая девочка. Читает по ночам книжки про индейцев и теряет из-за них силу воли, не может проснуться в 8:00. Всё, что ей требуется, - отринуть книжно-развлекательное искушение, преодолеть свою безалаберность и начать вести здоровый образ жизни.
В 1936г. Леночка - маньяк трудовой и учебной дисциплины, чья общественная активность и бескомпромиссность могли считаться положительными качествами разве что в 1920-1930-х гг. Вести общественную деятельность "с оттенком усталой обречённости" тогда ещё, наверное, не умели:) Кидаясь, аки бультерьер, на вычисленного врага, правдивая обличительница Леночка, к счастью, способна признать свои ошибки и попросить прощения у тех, кого несправедливо обвинила в каких-либо преступлениях против общественной нравственности. Разумеется, конфликт здесь не в том. признает ли Леночка себя полной дурой в очередной раз, а в том, чтобы научиться вычислять врагов правильно. До истинного врага, расхитителя совхозного винограда, юннаты доберутся, разобравшись с врагами помельче - расклёвывающими виноград птицами. Враги повсюду, и юннатам даже на летнем отдыхе приходится быть бдительными. Врагом может оказаться и такой милейший человечище, как совхозный повар дядя Петя (актёр П.Р.Гофман). Врага изобличают только его дела, а не пустые подозрения.

 

При просмотре двух фильмов сразу (а это несложно - общий хронометраж меньше 80 минут) бросаются в глаза некоторые драматургические детали, общие для столь разных сюжетов с кардинально отличающейся героиней.

1) И тут, и тут мы видим Леночку договаривающейся о некоей уступке в её пользу со стороны организованно красующихся мужчин в форме.
В "Разбудите Леночку" она уговаривает конных милиционеров нарушить строй, чтобы освободить спешащей школьнице кратчайшую дорогу. Свою просьбу она мотивирует желанием хоть раз не опоздать в школу.
В "Леночка и виноград" пылкая юннатка требует от марширующего под её окнами оркестра милиции а) прекратить играть музыку, б) идти на цыпочках, чтоб не топать. Мотивирует необходимостью готовиться к зачёту в тишине и покое.


Словом, Леночка учится, старается, а эти фанфароны только ходить группами могут и щёки важно надувать. Но очень уважают тех, кто учится и старается. И относятся к старательной молодёжи с деликатностью и бережным вниманием. Следовательно, правильным, хорошим детям нечего бояться людей в форме.

2) Оба раза в кадре нет родителей. Но родители всё-таки имеются. В 1934г. у Леночки есть брат-ровесник, а на кухне для неё (ушедшей на работу мамой?) приготовлен чай с булкой и вареньем. В 1936г. мама существует где-то за кадром, потому что Леночка обращается к ней через межкомнатную стену.

3) Оба раза используется противогаз как комедийная деталь и символ отгороженности от внешней угрозы. В 1934г. индеец из Леночкиного сна появляется весь в перьях и противогазе. В 1936г. в противогазе бродит по винограднику сама Леночка, защищаясь от инсектицидов (см. фото в пассаже о лозах винограда). Противогаз, как мы все помним, появлялся и в "Золотом телёнке". Чувствуется, после первой мировой войны деятели русской культуры стали пристрастны к противогазу:)

4) Оба раза на экране происходит непосредственная детская игра. В 1934г. игра в индейцев и ковбоев - сон Леночки. В 1936г. битва "индейцев"-юннатов с коварным "ковбоем" происходит наяву, и в игровую плоскость включена не менее реальная игра в потешные пугала.



Причём участие в игре не увязывается напрямую с детским возрастом персонажа. Прятки закамуфлированного вора ничем, кроме игры, не назовёшь. Да и учитель биологии Борис Борисович Рощин (актёр А.В.Куков) вываливается с овощем в зубах из брюха пугала, где сидел в засаде.


Гимн юннатов из "Леночки и винограда", написанный Николаем Олейниковым, опубликован недавно по подходящему поводу вот здесь. Воспроизведу, пожалуй, - без идущего через весь фильм рефреном гимна никак не обойтись:
Когда юннат, сачок в руке сжимая,
В лесную чащу лезет наугад,
Он непременно кого-нибудь поймает.
А если нет - какой же он юннат!
Глупец дрожит от страха и трясется,
Коровку божью трогая рукой.
Юннат спокоен, он весело смеется.
Он рад, встречаясь даже со змеей.
Сачком, лопатой, сеткою, киркою,
Крючком и крепкой удочкой своей
Умей бороться, открывать и строить.
И побеждать врагов своих умей!.

Интересно, правильно ли я поняла, что актёр на роль председателя совхоза - это и есть Николай Макарович Олейников (на фото справа)? В титрах фильма он вообще не упомянут, а роль председателя немаленькая.


В роли главного подозреваемого в краже совхозного винограда, конюха Степана Геннадьевича по прозвищу "Цыган", выступил Борис Чирков. Но на нём такая угрожающе гигантская борода с бакенбардами, что узнать актёра можно только по характерному голосу.


Ну а Янина Жеймо - она в представлениях уж точно не нуждается.












1930-1939, короткий метр, детское кино

Previous post Next post
Up