Вот уж куда вовсе не стоит ехать сибариту, так это город Иркутск!
Складывается впечатление, что коммунисты умышленно из небольшого, но некогда богатого и процветающего русского купеческого города и резиденции генерал-губернатора Восточной Сибири, сделали отстойник всего самого худшего, что было в Советском Союзе.
И даже красавица Ангара и величественный Байкал, находящийся по соседству, даже такие известные имена людей, живших здесь в разное время (Я. Гашек, А. Вампилов, К. Седых, Р. Нуриев, Н. Сац, М. Ромм, Л. Гайдай, Я. Гаккель, Д. Мацуев, Л. Броневой, Г. Стриженов, М. Светин) не меняют эту общую, безрадостную, и неприглядную ныне картину города.
Об архитектурном стиле Иркутска или о генеральном плане его застройки (что было и в петровском Санкт-Петербурге, и в сталинской Москве) здесь говорить вообще не приходится.
Словно советские руководители Иркутска вообще не слышали про такое понятие, как «градостроительный план», а думали лишь только о том, как бы выполнить и перевыполнить план сотен промышленных предприятий города и области, в том числе - предприятий оборонной промышленности, алюминиевых, нефтяных и деревоперерабатывающих. И этому не могло помешать ничто: ни отсутствие условий жизни и труда иркутян и миллионов, согнанных сюда зэков, ни многочисленные их жертвы в суровых условиях Сибири.
Сейчас в Иркутске проживает около 600 тыс. человек, - в основном потомки тех людей, кто героическим или рабским трудом воздвигал все эти промышленные гиганты на сибирской земле. И хотя власть коммунистов давно ушла в прошлое, а на смену советского планового хозяйства пришла банальная погоня за деньгами и прибылью, этот город и поныне является одним из самых некрасивых, грязных, экологически и социально неблагополучных городов России.
Здесь и теперь все строиться так, как кому взбредет в голову, - псевдо современные «элитные» многоэтажные постройки из красного кирпича соседствуют с трущобами, недостойными называться человеческим жильем. Однако местные патриоты-краеведы называют эти трущобы «ансамблями деревянного зодчества» и борются за их сохранение в том же хаосе среди «каменных построек разных стилей», церквей в стиле «сибирского барокко» и новорусских «дворцов» в стиле «рублевского китча».
В виду дороговизны нового жилья, обитатели «исторически ценных» трущоб продолжают жить там же, где жили их далекие предки. И в тех же условиях, - без удобств.
Тем не менее, в Иркутске два десятка высших учебных заведений, в которых обучается более 100 тыс. студентов. Но общий уровень здешнего образования оставляет желать лучшего, что подтверждают, как сами преподаватели, так и студенты, часто уезжающие продолжать учебу в ближайшие Новосибирск и Красноярск или в более далекие - Москву и Питер.
«Кто такой «дуче»? - спросила меня как-то однажды красивая иркутянка (в Иркутске красивых женщин - великое множество, чего нельзя не отметить!). Это была недавняя выпускница местного Байкальского университета, закончившая его с «красным дипломом», а до этого закончившая среднюю школу с золотой медалью. Случай, конечно, частный, но не единичный, и - показательный.
Еще один подлинный бич Иркутска - преступность. По официальным данным, в 2011 году произошло сокращение уровня преступности, но произошло и снижение раскрываемости преступлений. При этом возросло насилие против личности, и на 46 % увеличилось число убийств. Уличная преступность остаётся в Иркутске стабильно высокой, что никак не благоприятствует развитию здесь массового туризма, притока в Иркутск и в область молодых специалистов из других российских регионов, и наоборот, увеличивает поток людей, навсегда покидающих родной город. А в 2010 году уровень преступности в Иркутске превышал российский показатель более чем на 70% !
И здесь же расположена одна из самых страшных тюрем современной России - печально знаменитое пытками над заключенными - Иркутское СИЗО. В этой тюрьме в 1920 году провел свои последние дни и бывший Верховный правитель России, адмирал А.В. Колчак.
За последние десять лет в Иркутске (по инициативе местных предпринимателей, подвергнутых позднее необоснованным репрессиям со стороны властей и государства) было построено несколько неплохих гостиниц, открыта сеть современных кинотеатров и созданы первые крупные торговые и развлекательные центры. Однако, до сих пор основными «торгово-развлекательными» площадками в городе остаются многочисленные вещевые и продуктовые рынки с низкокачественной, контрафактной продукцией из Китая и Турции.
В городе имеется с десяток вполне приличных ресторанов с русской, европейской, кавказской, среднеазиатской, китайской и японской кухней, а также множество других заведений, где вы получите рыбу непременно в кляре, а мясо - под майонезом.
Но, если уж вас судьба все-таки занесет в Иркутск, могу посоветовать поискать ресторанчики (такие есть не только в Иркутске, но и в поселке Листвянка на Байкале), где вы сможете попробовать свежее мясо изюбра, лося, оленя, различную дичь, а также знаменитую байкальскую рыбу - омуль, хариус, сиг, ленок, язь, щука, осетр, таймень…
А еще - «строганину», «расколотку», «сугутай» из сырой замороженной рыбы с солью, черным перцем и соевым соусом, либо «строганину» из сырой замороженной оленины, лосятины или изюбра.
А еще - соленые грузди в сметане.
И подо все это, конечно же, вам предложат ледяную водку. И брусничный морс. И это - правильно!
Посещение Драматического театра, Музыкального театра или Театра юного зрителя, Музея декабристов, Краеведческого и Художественного музеев, местных православных храмов или старого католического костёла, который уже много лет используется в качестве органного зала Иркутской филармонии, многочисленных саун и бань со всем комплексом услуг и собственной кухней - по желанию.
Хорошо, когда хорошо!