Тушинский трамвай, воспетый Евгением Лесиным, заканчивает маршрут недалеко от усадьбы Братцево. Я схожу с трамвая, достаю бутылку Святого источника, заряженную Царской оригинальной, делаю два глотка по 30 г. каждый, и иду к усадьбе.
9-ый «случай» Екатерины И. Н. Римский-Корсаков имел красивый голос, играл на скрипке и пел. После победы на конкурсе фаворитов он решил завести библиотеку. Букинист спросил, какие книги тот желает приобрести, на что Римский-Корсаков ответил:
-- Какие книги это ваше дело. Но внизу должны стоять большие, а повыше маленькие, как у государыни.
Императрица пожаловала ему имение, крепостных, дом в центре Петербурга и 600 000 руб. За эти деньги великому Эйлеру 200 лет работать в петербургской академии, а Ломоносову и за тысячелетие не управиться. Во как хороший куканище ценился!
Через год с небольшим 25-летний Римский-Корсаков был застукан на 50-летней графине Брюс, и выслан из императорского дворца. Впрочем, он не отчаивался, и немедленно затеял с женой Строганова. Если Сенчина соединить с Абрамовичем получится слабое подобие того Строганова. Например, Строганов на свои построил Казанский Собор.
Жена Строганова была молодухой, всего на 10 лет старше Римского-Корсакова. Екатерина, часто бывавшая у Строгановых, этого не потерпела, и выслала своё «солнце, освещающее все пределы» в Москву.
Однако Строганова, бросив пятилетнего сына, последовала за Римским-Корсаковым в Москву. Во как хороший куканище ценился!
Была она, пишет князь Долгоруков, характера высокого, одарена многими прелестями природы, умна, мила и беседа с ней обещала много заманчивого. Вольтер увидел Строганову в Париже, и почти сразу умер.
Строганов дал развод, и купил бывшей жене особняк на Тверском бульваре напротив Лита и усадьбу Братцево, известную со времён Ивана Калиты.
Братцево 50 лет кряду гудело так, что дочь Строгановой умерла там от пения в 16 лет. Вся просвещённая Москва перебывала в Братцево и на Тверском. Гости до 100 человек съезжали на задницах с горок, тянули невод и круглосуточно музицировали.
Бывал там и Пушкин, кутил, оттягивался, расспрашивал о Екатерине, Потёмкине и Румянцеве. Этот союз трёх обеспечил превосходство русского оружия над Европой во второй половине 18 века. Главное, конечно, гений Румянцева. При штурме Кольберга в 1761 он заметил у гомосексуалиста Фридриха 2 Великого егерей с нарезными ружьями. К 1765 егерей в русской армии стало уже около 3500, а к концу 18 века около 40 000. Это принципиально изменило стратегию и тактику военного дела. В 1770 Румянцев всё это отпишет в Обряде Службы, а его победы над турками 1 к 5 потрясут Европу. Наполеону уже 1 год, он скоро пойдёт, а 30 лет спустя будет истово изучать сражения Румянцева и Суворова.
Но речь сейчас не об этом, а о том, крыл ли Римский-Корсаков кого-нибудь в Москве кроме жены?
Современник Екатерины мемуарист М. М. Щербатов писал, что Римский-Корсаков «приумножил бесстыдство любострастия в женах». Не могу согласиться. Думаю, Римский-Корсаков был человеком приятным, интересным и целомудренным, просто немножко музыкант.
По крайней мере, Римский-Корсаков и Строганова прожили в Братцево в любви и согласии до глубокой старости, причём, гражданским браком. Там и похоронены, даже надгробная плита сохранилась. А их дети потом им ещё и памятник поставили.