Проект федерального закона о государственном и муниципальном контроле (надзоре) в РФ, по мнению экспертов, будет удобен для контролирующих органов, но не удобен для бизнеса
Уже в сентябре Минэкономразвития России планирует внести в Правительство РФ проект федерального закона «О государственном и муниципальном контроле (надзоре) в Российской Федерации», предполагающий введение риск-ориентированного подхода к проверкам бизнеса. Данный подход означает, что будет создан перечень критериев, лишь в случае нарушения одного или нескольких из которых предприятие подвергнут проверке.
Уполномоченный при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Борис Титов считает данный подход прогрессивным, однако предостерегает от одобрения концепции в предлагаемом варианте: «Риск-ориентированным подходом в сфере проверок бизнеса пользуется весь цивилизованный мир. Внедряют его и наши соседи - это уже сделали в Казахстане. В нашей стране Федеральная таможенная служба стала пользоваться риск-ориентированным подходом, и количество проверок заметно снизилось. Данное направление правильно, но то, как предлагается его внедрить, может привести к прямо противоположным результатам».
Борис Титов также сообщил, что обсуждение концепции, подготовленной Минэкономразвития России, проходило с участием бизнес-сообщества, от которого прозвучало много замечаний и предложений, однако ни одно из них учтено не было и документ будет внесен в Правительство в том виде, в котором он и выносился на обсуждение. «Основной недостаток предлагаемого документа - отмена 294-ФЗ “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля”, - считает омбудсмен, - данный акт содержит ограничение по количеству проверок бизнеса. Это положение помогло в значительной степени нормализовать сферу проверок бизнеса. Предлагаемая концепция не содержит подобных ограничений, и это может привести к ухудшению ситуации. Также документ необходимо доработать в смысле критериев оценки риска - эти положения концепции не проработаны».
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Псковской области Пётр Слепченко также считает, что предлагаемая концепция нуждается в серьезной доработке: «Сегодня контрольно-надзорная деятельность регулируется более чем 100 нормативными актами - это и федеральное законодательство, и ведомственные акты, причем отдельные документы действуют еще со времен СССР; в результате система актов очень запутана. Не так давно был проведен опрос среди 2000 предпринимателей, по итогам которого выяснилось, что 94% бизнесменов не знакомы с требованиями, которые к ним предъявляются. Поэтому реформа, очевидно, нужна, но если провести ее ускоренными темпами, могут возникнуть лишь новые барьеры для бизнеса. Предлагаемая концепция предлагает ввести новый подход к проверкам бизнеса, но в документе не прописано, как он будет внедряться по каждому конкретному направлению. При этом предлагается фактически отменить единственный закон, реально защищающий права предпринимателей в сфере проведения проверок».
Координатор деятельности общественных омбудсменов в Аппарате уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей Анастасия Алехнович также весьма критично оценила представленную концепцию: «В предлагаемом проекте отсутствует блок профилактики нарушений, хотя это должно быть одним из основных направлений контроля. Предпринимателю должно быть разъяснено, что именно он делает не так. Нет также блока альтернативных методов контроля - добровольный или же заявительный принцип, саморегулирование, общественный контроль. Связка с нынешней конструкцией общественного контроля отсутствует, нет связки и с КоАП. При разработке документа необходимо было дать экономическую оценку сфере проверок, чисто юридический, формальный подход приведет к повышению расходов предпринимателей на администрирование, на погашение штрафов. В результате повысятся издержки, многие предприятия просто закроются».
Сергей АНИСИМОВ,
корр. «АГ»