Планируя путешествие по Ботсване, сразу же было решено взять в прокат машину и свободно перемещаться по стране. В южно-африканском регионе среди туристов довольно популярны самостоятельные путешествия на джипах по национальным паркам и другим диким территориям. Многие специализированные конторы предоставляют в аренду полноприводные автомобили, оборудованные для передвижения по бездорожью. Обычно предлагают Toyota Нilux или Land Cruiser. В машине есть холодильник, душ, спутниковый телефон, дополнительный бензобак и аккумулятор, а где-то и палатка, которая ставится на крыше на специальной платформе.
Долгая переписка с прокатными конторами Мауна ни к каким положительным результатам не привела, и мы решили искать авто на месте. Объехав и обзвонив все варианты мы в итоге заполучили желанный Toyota Hilux (в конторе Travel Adventures Botswana, если кто вдруг тоже надумает)
Доброжелательные и заботливые сотрудники провели мне подробный инструктаж, рассказали что, где и как, научили управлять полноприводным джипом. А ещё сделали скан моей кредитки (и напомнили о себе год спустя ;)
Я первый раз в жизни водил пикап, вдобавок ещё и праворульный, и никогда ранее не сталкивался с полным приводом. И вообще, за механикой не сидел уже более года. И вот, я выезжаю с парковки и оказываюсь в самом центре оживленного африканского города, где движение левосторонее и все ездят по своим специфическим правилам. Я очень ярко помню то состояние высочайшей концентрации внимания,когда пытаешься всё осознанно контролировать и не можешь позволить себе ни одной посторонней мысли. Но график путешествия был жесткий, и пришлось срочно приспосабливаться к условиям новой действительности. До вечера нужно было сделать большое количество дел и успеть въехать через ворота в парк Мореми.
В целом, качество дорог в Ботсване очень неплохое, получше чем в России. Грунтовые дороги большей частью тоже хорошо проезжаемы, во всяком случае в сухой сезон. По некоторым я даже гонял под 80 км/ч, несмотря на петляющий путь. Но в парках, и других отдаленых местах, водителя могут ждать сюрпризы.
В национальном парке Нхаи Пан дорога оказалась полностью убитой. Чистый песок. Порой, колеса увязали почти на половину, и мне приходилось применять исключительную сноровку, чтобы выбраться из песка и не увязнуть снова. По такой поверхности ехать можно либо быстро, 50 км/ч и более, либо с черепашьей скоростью 5 км/ч. Я старался держать максимальную скорость, хотя понимал, что это довольно рискованно, и при любом неверном движении, я улечу в кусты. Несколько раз, сбавляя скорость на поворотах, я всё же садился в песок и потом, медленно расталкивая машину взад-вперед на самой низкой передаче, выруливал к обочине.
Кстати, на тот случай, если джип засядет окончательно, в комплекте имеется специальный мешок, противобуксовочные ленты и трос, позволяющие вытащить автомобиль откуда угодно. Мешок подкладывается под днище и моментально надуваясь газами выхлопной трубы поднимает машину над поверхностью.
Следующий сюрприз ждал меня на просторах высохшего соленого озера Макгадикгади. Обычно, по этим, покрытые высохшей грязью и солью равниам можно ехать как по асфальту. Но к нашему приезду там как раз прошел додждь. Верхний слой грунта превратился в размягшую грязь. Когда колеса полностью покрываются слоем грязи, сцепление пропадает, и машина просто скользит в заданном направлении. Любое неосторожное движение руля в сторону приводит ктому, что машина уходит в занос и начинает вращаться вокруг своей оси, пока полностю не оствновится. Тогда можно снова начинать трогаться. Если быть честным, то нам крупно повезло. Если бы прошел дождь посильнее, мы могли бы застрять там окончательно.
Выехав из саванн и солончаков на асфальтовую дорогу, я почуствовал под собой твердую гладкую поверхность и, расслабившись, стал бездумно жать на педаль газа. Но вскоре быстро вернулся к реальности, пролетев мимо гайца с радаром на обочине. Именно. Даже в пустыне Калахари встречаются гаишники! И штрафы здесь, больше чем в Европе. За превышение скорости на 19 км/ч (79 вместо положенных 60) с меня потребовали кругленькую сумму в несколько сотен долларов. К счастью, миф о том что в Ботсване взятки не берут, оказался мифом, и я вполне удачно договорился с представителями закона.