- Что Вы так нервничаете? - поинтересовался молодой человек за стойкой регистрации, наблюдая как я пытаюсь дрожащими руками удержать одновременно телефон, паспорт, посадочный и covid-сертификат.
Да как вам сказать…
Потому, что я последние три недели по несколько раз в день проверяла изменения правил въезда в страны? За это время в Украине начался локдаун, ЕС исключил нас из “зелёного” списка, некоторые страны закрылись даже для вакцинированных путешественников.
Потому, что последнюю неделю нервов добавились еще прогнозы погоды, которые менялись от проливных дождей до заморозков. Потому, что количество работы, которую нужно было сделать до отлета, превысило мои лимиты прочности, и в поездку я отправлялась выжатая как лимон.
Тем не менее, через пару минут я бодро шагала в сторону авиабезопасности - первый этап квеста “туризм в пандемию” пройден, и на рейс меня зарегистрировали.
Аэропорт “Киев” в нетуристический сезон неожиданно пустой - если не считать стоек check-in, мне не пришлось стоять ни в одной очереди. До рейса еще полтора часа, и можно пока вспомнить, почему эта поездка для меня самая необычная за последние несколько лет.
Во-первых, я её почти не планировала - примерно месяц назад сказала “эх, была-не была” и спустила оставшиеся на Wizz Air счету бонусы на неприлично дешевые билеты в Таллин. Выбор был обусловлен несколькими факторами: я там еще не была, там есть море, и нет ограничений для вакцинированных туристов.
Во-вторых, я ехала абсолютно налегке - в “лоукостеровском” рюкзаке 40х30х20см лежала запасная футболка, косметичка и тапочки для душа. Первый раз в жизни я не тащила с собой девочковый набор барахла, и в ручной клади можно было еще “свадьбу гулять” - специальный расчет на то, что на обратном пути рюкзак потяжелеет от сувениров.
В-третьих, я отправилась в путешествие в одиночестве. Я много раз уже ездила так по Украине, и в одиночном туризме есть для меня особый кайф, но за границу в таком режиме я поехала впервые.
В сумме получалось интересное сочетание, и я надеялась, что всё сложится, как задумано. Тем временем объявили посадку, и я загрузилась вместе с остальными пассажирами в уже привычный Airbus 320 - летающую маршрутку.
Полёт уже традиционно отпраздновала микро бутылочкой вина, которую мне открывали всем экипажем - «крутящаяся» пробка оказалась запаяна намертво, а колюще-режущих предметов, как мы помним, на борту не предполагается.
Я очень люблю летать. Вот прямо очень. Пока у нас тут на земле серо, уныло и ноябрь, на высоте 10-11 км происходит что-то восхитительное - облака напоминают взбитые сливки, и ярко светит солнце. Когда мы подлетали к Таллину, дело уже шло к закату, и через разрывы в пелене облаков малинового цвета лучи освещали леса, города и реки.
Опередив запланированное время на 20 минут, мы приземлились в аэропорту Таллина.
На паспортном контроле строгая женщина-офицер на ломаном русском спросила у меня цель поездки, обратный билет и сертификат о вакцинации, осталась довольна полученной информацией и поставила штампик о въезде. За очень олдскульной, простой деревянной дверью началась Эстония - квест пройден!
Таллинский аэропорт расположен практически в черте города - прямо как наши Жуляны - и поэтому до центра добираться очень удобно, здесь ходят трамвайчики и автобусы, которые за 20-30 минут довезут прямо в сердце столицы Эстонии.
В идеальном мире.
Я же, как всегда, не могу без приключений.
Перед поездкой я внимательно изучила правила оплаты проезда и установила на телефон всяческие приложения для покупки QR-билетов. Система оплаты в ОТ в Таллине очень похожа на нашу - оранжевые валидаторы, транспортные карты для постоянных поездок, и одноразовые билеты с кодами.
По приезду я загрузила себе в приложение этот одноразовый билет, запрыгнула в трамвай и попыталась этот самый код провалидировать.
А вот и нет. Валидатор наотрез отказался распознавать QR-код. После пятой попытки я беспомощно поискала взглядом кого-нибудь, у кого можно спросить.
Одна мадам предложила купить билет в автомате на станции - я последовала совету. В автоматах продаются билеты на 1 час поездок и валидировать их не нужно, достаточно предъявить по необходимости контролеру.
Трамвай плавно покатил вперед, на электронном табло начали отображаться остановки. Я сверилась с Google маршрутом и, внимание, МНЕ ПОКАЗАЛОСЬ, что трамвай едет не туда, куда мне нужно. Из трамвая я вышла, и попыталась вызвать Uber.
Не получилось. Перепроверила еще раз маршруты, поняла что с трамваем всё ок, села в следующий. Проехала свою остановку! Вышла на следующей, перестроила маршрут, нашла нужный автобус.
Общественный транспорт, кстати, строго придерживается расписания - если написано, что автобус будет в 16:47 то он будет в 16:47. Автобус под номером 5 ехал уже четко по нужному мне маршруту и я уже встала в дверях, готовясь выйти на своей остановке. Автобус чуть притормозил возле пустого павильончика… и, не останавливаясь, поехал дальше.
Туристам на заметку: в Таллине в автобусах надо нажимать красную кнопку STOP на поручне, если хочешь, чтобы тебя выпустили из автобуса. Благо, следующая остановка была всего через 200 метров, так что я почти не проехала мимо. Через несколько минут я зашла в холл своего отеля и получила ключи от номера.
Отель заслуживает отдельного восхищения.
Маленький, уютный, расположившийся прямо на побережье Финского залива, Aquamarine Hotel превзошёл все мои ожидания.
Single room с высоченными потолками, маленькой, но идеально чистой ванной комнатой, всеми возможными фасилитис типа чайника, фена и зонального освещения, и роскошными блэкаут шторами. Помимо прочего, в комнате на одного обнаружилось 6 (шесть) розеток! Ах да, обошлось мне это в смешные 80 евро за три ночи, bed&breakfast.
В общем, категорически рекомендую.
Закинув рюкзак, я отправилась гулять.
Прямо через дорогу от моего отеля шумит море. И вдоль этого моря тянется замечательная набережная - серьезно, если бы я тут жила, я бы гуляла по ней два раза в день, утром и вечером. И что самое прекрасное - тут всё в огнях.
Ни для кого не секрет, что ноябрь это самый унылый месяц в году. Листьев уже нет, снега (не то, чтобы я фанат, но тем не менее) еще нет. Для Таллина это тоже не новость, поэтому всё, что можно подсветить - деревья, столбы, скамейки, дома - подсвечено миллиардами огоньков, создавая ощущение звездного неба на земле.
Не удивительно, что я влюбилась в Таллин с первых шагов. Иногда сверяясь с гугл картами, я шагала, в общем, без конкретной цели, но куда-то в центр. В какой-то момент я свернула с широкого проспекта над морем в глубину узких улочек, и меня окружили маленькие домики Старого Города.
Наугад выбирая направления на перекрестках, случайно вышла туда, куда нужно - к Ратуше.
Это одна из самых старых и хорошо сохранившихся ратуш в Северной Европе - ей исполнилось 617 лет! А внутри ратуши спряталось одно из самых популярных заведений в Таллине - трактир Три дракона.
Сюда всегда змеится очередь, хотя меню тут очень ограничено - из еды суп, сосиски и горячие пирожки (с морковкой, шпинатом или яблоками), из напитков пиво, глинтвейн и кофе. Цены от 1 до 3,5 евро в зависимости от объема порции. Внутри заведения средневековая обстановка, и погружение в атмосферу Старого Таллина абсолютное.
Здесь я случайно разговорилась с другим туристом, испанцем по имени Симон и следующие пару часов мы делились впечатлениями от Таллина и других путешествий, иногда отвлекаясь на поход за добавкой еды или напитков.
Потом я еще немного погуляла по городу и вернулась в отель пораньше, потому что на следующий день мне предстоял очень ранний подъем.
Когда я купила авиабилеты в Таллин, я открыла гугл карты и посмотрела, где же он всё-таки находится. Оказалось, что он находится “через дорогу” от Хельсинки - а значит, с высокой долей вероятности, есть какое-то плавсредство, на котором можно на несколько часов сгонять под шумок в Финляндию.
И действительно, несколько раз в день между двумя столицами курсируют паромы судоходной компании Tallink - Star и Megastar. Время в пути 2 часа, стоимость билета варьируется в зависимости от класса (стандарт, комфорт, бизнес) и также от даты приобретения. Разброс в среднем от 12 до 65 евро. Самые дешевые я не успела схватить, поэтому оплатила 32 евро за round-trip.
Самый ранний паром в сторону Хельсинки стартует в 7:30, регистрация на него заканчивается в 7:00. Это добавляло мне определенных сложностей под названием “как добраться до порта в 6 утра” - можно было дойти пешком минут за 40-45, но не очень хотелось топать по незнакомому холодному ночному городу.
Выход быстро нашелся - хоть Uber в Таллине не очень хорошо ездит, его функции отлично выполняет аналогичная компания Bolt. Цены на такси очень приятные, в пределах города поездки обойдутся в 3-4 евро, в аэропорт чуть дороже.
Ранним пятничным утром я добралась до пассажирского Терминала D (есть еще автомобильный и грузовой, не перепутайте) и зарегистрировалась на паром в автомате self check-in.
Что удобно, меня зарегистрировало сразу на оба рейса, туда и обратно, что позволяло на полчаса дольше побродить по Хельсинки.
Посадка началась за 40 минут до отправления. Через длинный гейт, оснащённый траволатором, я попала на паром.
Что я вам хочу сказать. В своей жизни я пару раз каталась на паромах - это были скромные фырфырчики размером чуть больше речных трамвайчиков. Выбирая паромную переправу как способ добраться из Таллина в Хельсинки и назад, я плюс-минус такой фырфырчик и представляла (да, в гугле меня забанили). И в этом контексте самый дешёвый билет с типом “deck seat” добавлял загадочности и подозрений, что придётся два часа трястись от холода на продуваемой северными ветрами палубе.
Оказалось, что в акватории Финского залива под словом «паром» подразумевается помесь Титаника с Лас-Вегасом.
В легком офигении от вида парома, я подошла к женщине в форменном костюмчике, и вежливо поинтересовалась, где я могу сесть (морально готовясь к тому, что с моим билетом меня отправят на галерную палубу крутить педали винты). Женщина ответила - везде, кроме кают повышенного комфорта и бизнес-лаунжа. Чтобы вы понимали, «везде» выглядит примерно так.
Легкое офигение сменилось полным нокаутом. За 16 евро я получила 212 метров в длину и 12 палуб в высоту абсолютной роскоши XXI-го века. Паром под названием Megastar был построен в 2017 году на финских верфях и от своих собратьев отличается особой экологичностью - основным топливом ему служит сжиженный природный газ LNG. Это позволяет на 40% снизить вредные выбросы в атмосферу с каждого рейса, а это очень немало.
На пароме есть всё - несколько ресторанов, кафе, бары, казино, магазины формата duty free, залы повышенного комфорта (куда его повышать-то?), детские комнаты, каюты для длительных рейсов. Судно разделено на три зоны А, В и С, в каждой зоне между палубами можно передвигаться по лестницам или на лифте. Самые нижние палубы отведены под личный транспорт и грузы. Megastar, кроме прочего, обладает свойствами ледокола и замерзающие воды Балтийского моря ему не помеха.
фото из сети
На самой верхней палубе - sun deck - на корме обустроена смотровая площадка для желающих любоваться бескрайним морем. Как вы понимаете, именно здесь я провела максимальное количество времени, изредка спускаясь вниз погреться.
Паром вмещает более 2500 пассажиров, но на этом рейсе их едва набралось бы несколько сотен - видимо, в Таллине немного таких как я, готовых ни свет ни заря отправляться на север по морю. Соответственно, можно было свободно гулять по всем зонам и не переживать, что потом не хватит места у окошка.
В барах цены не очень гуманные, бутылочка вина 0,187 мл обойдется в 8-10 евро, сендвич примерно столько же. Но прелесть в том, что в любом баре можно просто сидеть, даже ничего не заказывая.
В северных широтах в это время года светает поздно - около 8:30 утра. Одного взгляда на горизонт было достаточно, чтобы убедиться - я не зря вставала в несусветную рань, не зря взяла билеты на самый первый рейс до Хельсинки.
Рассвет над Финским заливом прекрасен - солнце медленно встает над морем, подсвечивая красным золотом краешки низких облаков. Эта картина завораживает, заставляет забыть про холодный ветер, про время, про заботы и работу, ты просто наслаждаешься моментом красоты и пытаешься отпечатать его в воспоминаниях, чтобы увезти с собой.
По мере приближения к Хельсинки, яркие рассветные краски сменились серыми облаками, а вокруг стали появляться характерные для финского побережья маленькие островки.В 9:30 мы причалили к берегам Финляндии и я, с легким замиранием сердца, вышла из гейта вместе с остальными пассажирами, навстречу очередным проверкам документов.
В Финляндии очень понравилась доверчивость в плане covid требований. Да, ты должен заполнить онлайн анкету, и быть привитым либо сделать ПЦР тест (для граждан ЕС ещё подходит тест на антиген). В порту сразу за выходом с трапа на полу нарисованы две линии, зелёная и красная - для вакцинированных/переболевших и для всех остальных соответственно. У всех «красных» пассажиров сотрудники порта проверяют наличие тестов. Зелёную линию не проверяет никто - просто верят на слово, что всё ок. С масочным режимом в Хельсинки тоже в среднем никак - в транспорте меньше половины людей в масках.
В Эстонии порядки строже, во всех общественных местах маска must have, а в заведениях классом повыше фастфуда обязательно спросят сертификат о вакцинации.
От порта в центр города здесь ездит трамвайчик. Система оплаты очень похожа на Таллинскую - покупаешь дневной билет и дальше его нигде валидировать не нужно. Единственный момент, стоит обратить внимание на зоны, в которых действует билет - мне было лень заморачиваться и я сразу купила на все зоны, это обошлось мне в 15 евро. Можно изучить маршруты внимательнее, тогда будет возможность сэкономить.
На трамвае я доехала до Kauppatori - Рыночной площади. Отсюда раз в 30-40 минут отчаливает паромчик в сторону одной из самых интересных (с моей точки зрения) достопримечательностей - островной крепости Суоменлинна.
Вот как-то так, по моему мнению, выглядит паром здорового человека.
Время в пути занимает всего 15 минут, а пейзажи кругом на редкость живописные.
Крепость Суоменлинна (фин. Suomenlinna, шв. Sveaborg) - бастионная система укреплений, расположенная на островах с жутковатым названием “Волчьи шхеры” поблизости от Хельсинки.
Основана в 1748 году по приказу шведского правительства, но уже в 1808 году была захвачена русскими войсками. Русский гарнизон находился тут вплоть до обретения Финляндией независимости в 1918 году и тогда же крепость была переименована на финский манер (даже с учетом моей поездки в Исландию с её зубодробильным неймингом, мне почему-то очень сложно даётся выговаривание певучего названия этой достопримечательности).
Сейчас это огромный музей под открытым небом, но на островах живут люди (около 900 человек) и кроме прочего, на одном из островов расположена тюрьма, задачей которой является адаптация заключенных к жизни после освобождения.
Я сошла с парома и отправилась подворачивать ноги об брусчатые улочки крепости Суонмн… Суомнмн… мням.. короче крепости на букву «С».
Те враги, которые умудрялись прорвать оборону крепости, очевидно, на первых же шагах по территории ломали обе ноги - тротуары и дороги тут сделаны даже не из брусчатки (гладких ровных кирпичиков) а из окатанной морской гальки, округлой и скользкой.
Я очень хотела успеть на обратный паром на 11:40, чтобы дольше погулять по Хельсинки.
И возможно, я бы на него успела, но в лучших традициях жанра дважды свернула не туда и заблудилась (причем теперь я сильно подозреваю, что в каком-то из поворотов набрела на ту самую тюрьму). Зуб даю (мудрости например, он мне не нужен), что с такой скоростью по Суоменлинне ещё никто не бегал.
Тем не менее, когда я нашла нужный остров с бастионными укреплениями, мне очень понравилось всё, что я увидела - зеленые укрепления в перемешку с гранитными мшистыми выступами, маленькое озерцо, аккуратные сооружения. Не берусь оценивать оборонительные качества Суоменлинны, но выглядит она очень живописно. Особого шарма придавала сырая и туманная погода, которая, как ни странно, очень к лицу Финляндии.
На паром я опоздала на 3 минуты ровно. Зато, пока ждала следующий, познакомилась с местным островным жителем - пожилой мужчина похвалил мой жёлтый дождевик и немного рассказал про будни на островах. По его словам, я оказалась первым туристом из Украины, которого он встретил в своей жизни.
Кстати, то ли мне так везло, то ли это общая тенденция, но и в Хельсинки и в Таллине местное население в возрасте от 18 до 80 довольно бегло говорит по-английски. Зато если на вопрос, заданный на английском, в ответ следует пожимание плечами и невнятное бормотание - 99% передо мной соотечественник или сосед из-за поребрика.
На материк (если так можно назвать Скандинавский полуостров) я вернулась уже к обеду, и поторопилась вглубь города, чтобы успеть посмотреть еще что-нибудь до обратного парома.
Обратный билет я взяла на 16:30, с расчетом на то, что к тому времени стемнеет, я замерзну и устану. Оно конечно и стемнело, и замерзла, и устала, но стоило всё-таки выбрать рейс на 19:30 и посвятить Хельсинки еще немного времени.
Хельсинки (фин. Helsinki) - столица и крупнейший город Финляндии, основанный в 1550 году, расположен на берегу Балтийского моря. Население чуть больше 600 тыс. человек, из них 10% это иностранцы. Последнее десятилетие Хельсинки неизменно попадает в топ рейтинги самых лучших и безопасных городов мира.
Город очень современный, жизнь в нем бьет ключом, по улицам бесшумно скользят современные трамваи, витрины и офисные центры сияют огнями - разгар рабочей пятницы, и чувствуется, что бизнес тут никогда не спит. В Хельсинки даже есть фондовая биржа (и очень многие люди в трамваях или в кафе следят с мобильных телефонов за изменениями акций).
Я гуляла по улочкам, осознавая, что много уже посмотреть не успею, поэтому просто наслаждалась прогулкой по мостовым нового города. Хотя современная архитектура в центре преобладает, здесь есть очень красивые представители более классического зодчества - в частности, величественные соборы.
Отдельная любовь - здание железнодорожного вокзала, напоминающее дворец с башенкой. ИМХО, президентский дворец и ратуша меркнут и бледнеют по сравнению с этим зданием, но тут, конечно, дело вкуса.
И, конечно, я не могла пройти мимо и не спуститься в Хельсинский метрополитен - он состоит ровно из одной линии (привет, Днепр) и является самым северным в мире - станция Меллунмяки расположена на широте 60° 12’, на 19 км севернее станции Парнас в Санкт-Петербурге.
Еще немного побродив по улочкам под легкую морось с неба, я пообедала в кафешке очень вкусным бургером и каким-то особым местным сортом IPA (название я благополучно забыла спросить). И по дороге пыталась найти особенный сувенир домой - варенье из морошки.
Морошка - северная родственница малины, произрастает в Финляндии, Лапландии, околополярных широтах России, и по содержанию витаминов С и А опережает цитрусовые и морковку соответственно. Сезон морошки приходится на середину лета, а потом из неё делают варенье и ликер. Про морошку я прочитала однажды в детской книжке “Мишка Макс в Лапландии” и с тех пор страшно хотела её продегустировать.
Варенье из морошки я нашла в первом же супермаркете, но столкнулась с проблемой - самая маленькая банка была на 400 грамм, соответственно увезти её на родину в ручной клади не представлялось возможным (на авиабезопасноти морошку наверняка бы аппроксимировали до жидкости и отобрали), а съесть полкило варенья, даже очень вкусного, за двое суток я не способна.
Поэтому вместо морошки пришлось увезти из Финляндии пару вязаных носков с оленями.
На обратном пути паром уже был доверху забит людьми - мне повезло подняться на борт одной из первых и занять место у окна в любимом (да да, за две поездки уже завела себе любимое местечко) лаунже. Погода в Финляндии сильно испортилась, и огромный паром значительно ощутимей покачивало на волнах, чем утром.
К Таллину мы пришвартовались в сопровождении мелкого косого дождя - единственный раз за четыре дня, когда прогноз погоды оправдался. На такси я добралась до очень теплого номера и остаток вечера провела, забросив гудящие ноги на стену и обрабатывая фоточки.
Утром 20-го ноября я проснулась от порывов ветра, которые штурмовали моё окно. После легкого завтрака (классический шведский стол - яичница, сосиски, помидоры и кофе), я максимально замоталась в одежду и отправилась на прогулку по Таллину.
Если вы такой же псих авантюрист как и я, и собрались в Прибалтику в ноябре, вот вам мои рекомендации по экипировке:
- Очень удобная и нескользящая обувь. В принципе это безотносительно ноября, просто тут убийственные тротуары, ноги подворачиваются даже в кроссах.
- Непродуваемая и непромокаемая верхняя одежда. Пусть лучше это будет летняя качественная штормовка, чем видавший виды пуховик, который пропустит вам за шиворот холодные порывы норд-веста.
- Тепло «унутри» можно регулировать наслоением любимых футболок и худи.
- Что-нибудь, чем можно закрыть лицо от ветра - шарф, баф, одноразовая масочка тоже сгодится. При всей моей нелюбви к «дышать в шарфик», на побережье это единственный способ дышать вообще.
Согласно warning-у в моем погодном приложении, ветер достигал скорости 20-25 м/с. Для тех, кто как и я, без понятия что означают эти цифры, прикрепляю шкалу Бофорта.
В субботу 20 ноября на побережье Балтийского моря обрушился шторм. Я максимально не прогадала с одеждой - мой жёлтый дождевик, помимо непромокаемости, полностью защищал меня от пронзительного ветра, натянув капюшон я была словно в “домике”. Лицо спрятала в баф, натянутый по самую переносицу, зато из глаз натурально текли слёзы.
Волны с грохотом обрушивались на берег, холодное северное море бушевало и бурлило, и этим зрелищем хотелось любоваться вечно. Тёплые южные моря прекрасны и ласковы, сверкают голубизной под лучами жаркого солнца и манят путешественников в свои объятия.
Северные моря как будто бы напоминают, что это древняя и страшная стихия, которая не прощает легкомысленного отношения к себе. В северных морях читается характер древних богов - будь то Один, Перун или Посейдон - коварных и всемогущих.
В Таллине очень длинная, ухоженная и красивая набережная. Здесь обустроено множество замечательных штук, вроде спортивных и детских площадок, велодорожек, всяких интересных и непонятных инсталляций. Например, есть качельки с видом на море.
Раз в 200-300 метров установлены бесплатные и круглосуточные туалеты (с этим вопросом вообще везде хорошо в Европах, только в Киеве полная жесть).
Пешую прогулку по набережной я оставила на потом, и отправилась в центр на автобусе (к тому времени я обзавелась зелёненькой транспортной картой с суточным безлимом на поездки).
По центру Таллина (т.н. Старый город) можно гулять бесконечно. Он восхитительно хорош и располагает к тому, чтобы медленно шагать по мощеным улочкам и приводить мысли в порядок.
Первое упоминание о Таллине относится к 1154 году - арабский географ охарактеризовал его как “маленький город, похожий на крепость”. Современное же название встречается уже в XIII столетии.
В 1219 году город был захвачен датчанами, в XIV веке становится частью Тевтонского ордена в Ливонии. Следующие два столетия Таллин входит в Ганзейский союз и переживает огромный экономический подъем - до момента, когда Ливония прекращает своё существование.
Потом долгое время Таллин находится во власти Швеции, потом переходит в состав Российской империи. В 1918 году первый раз была провозглашена независимость Эстонии. Но уже в 1939 году Эстония стала объектом интереса СССР и была тщательно советизирована. С 1991 года, с распадом СССР, Эстония снова обрела независимость, а Таллин стал её столицей.
Вся непростая история Таллина запечатана в улицах и стенах домов Старого Города. Он разделен на две части - Верхний и Нижний город, которые соединяются между собой множеством улочек, лестниц и арочных проходов. Я гуляла по Старому Городу несколько часов и мой маршрут ни разу не повторился, тут действительно можно провести много времени, заглядывая в закоулки и открывая всё новые интересные места.
Верхний город, он же Вышгород (хе-хе) расположился на известняковом холме и обрамлен крепостью датских времен.
Здесь расположены резиденции эстонского парламента и правительства. Из общей картины сильно выбивается собор Александра Невского - местные относятся к нему очень неоднозначно, потому что архитектура собора сильно диссонирует с общим образом города.
Тут же расположена смотровая площадка Паткуля (снизу на неё можно подняться по одноименной крутой лестнице), с которой открывается роскошный вид на Нижний город.
В Саду датского короля можно наткнуться на три скульптуры монахов - “ждущий монах” Амвросий, “молящийся монах” Варфоломей и "наблюдающий монах” Клавдий. Они находятся здесь в честь привидений, которые, по легендам, обитают в надвратной башне. Выглядит это довольно жутко, даже при свете дня - скульптуры очень “живые”.
Отсюда я спустилась обратно в Нижний город и продолжила своё знакомство с Таллином. А какое знакомство без угощений?
В самом сердце Старого Таллина, рядом с ратушей, находится одно из самых интересных заведений, Olde Hansa. Табличка гласит, что заведение принимает гостей с 1471 года - это почти правда. Оно расположено в старом здании, принадлежавшем одному из купцов времен Ганзейского союза, отсюда и название.
В ресторане готовят блюда средневековой кухни, здесь нет продуктов, которые появились в Эстонии позднее XV века (например, картофеля).
Я пообедала восхитительным грибным супом, к которому вприкуску идет ломоть свежего хлеба с орехами и взбитое с травами масло. Всё это можно запить отличным медовым пивом, а к пиву взять вяленую лосятину в маленьком мешочке. В качестве комплимента от заведения еще угостят рюмкой шнапса - местного ягодного ликера.
Вся трапеза, очень сытная и вкусная, обошлась мне в 22 евро - вполне терпимо по европейским меркам. Захватив с собой остатки лосятины, я выбралась из тёмного помещения и с новыми силами пошла гулять дальше.
Под защитой стен Старого города было гораздо тише, чем на побережье, но стоило выйти на улицу, повернутую к морю, как за шиворот снова начинал пробираться холодный ветер. Но даже в такую погоду бродить по этим улочкам одно удовольствие.
Я пыталась выбраться на еще одну смотровую площадку - в церкви св. Олафа (или Олевиста). Это самое высокое здание в Нижнем городе, построено в ХIII веке. По некоторым данным, некоторое время могло быть даже самым высоким зданием в мире - до шпиля 123,7 м!
Увы, в связи с карантином смотровая площадка оказалась закрыта, и я продолжила свой путь по брусчатым мостовым. После очередного круга я решила, что стоит посмотреть в Таллине еще что-нибудь и мой выбор пал на телевизионную башню - она находится на окраине города, но туда за полчаса можно доехать на одном из автобусов.
Телебашня в Таллине имеет высоту 314 м. Смотровая площадка и ресторан находятся на высоте 170 м. Вход - 13 евро. Скоростной лифт поднимает посетителей на невообразимую высоту за считанные секунды.
Увы, самая интересная часть площадки - открытая - оказалась недоступной из-за штормового ветра (логично). Поэтому пришлось ограничиться видами с застекленной площадки - виды роскошные, но фотографировать практически невозможно из-за отсветов на стеклах.
Здесь куча всяких интерактивных штук вроде VR, инфопанелей с историческими видами города, и даже небольшой бар. А под ногами иногда можно увидеть пропасть - в полу есть сквозные отверстия, зашитые толстым стеклом, через которые можно увидеть насколько далеко внизу осталась земная поверхность.
В башне я полюбовалась на закатные лучи и отправилась обратно в сторону центра. Автобус доехал до набережной, а я еще не успела определиться с планом - идти отдыхать в отель или вернуться в центр - и решила пройтись вдоль моря.
Балтийское море с грохотом и брызгами обрушивало свои волны на бетонные берега, а на волнах невозмутимо покачивались белые лодочки… Лебеди! Дикие лебеди, как из сказки Андерсена. Как я позже выяснила, в окрестностях Таллина очень живая природа - помимо лебедей и прочих водоплавающих пернатых, здесь легко можно встретить зайцев и даже лосей!
Когда совсем стемнело, я всё-таки вернулась в Старый Город, чтобы еще раз подняться на смотровую площадку и полюбоваться Таллином в огнях.
После этого я нашла уютный бар с глинтвейном и страшно вкусными сырными шариками, и там провела остатки вечера, максимально впитывая ощущение тепла и спокойствия.
Утро перед вылетом я полностью посвятила морю - несколько часов бродила по набережной, слушала шум волн, смотрела как дикие птицы выискивают в густых водорослях что-то вкусное. В воскресенье погода была гораздо тише, ветер уже не пытался унести в открытое море, но стало гораздо холоднее - здесь уже могла бы пригодиться курточка посолиднее.
В аэропорт я приехала слишком рано - немного не рассчитала время. Тут не встретилось ни одной очереди, я мгновенно прошла все контроли и начала прогулку по магазинам. И в одной из сувенирных лавок я его нашла - варенье из морошки!! В большой банке (но уже никто не отберет её на авиабезопасности), и если будете искать - на английском ягода называется cloudberry.
Заодно схватила еще варенье из облепихи - тоже очень полезной и популярной в этих краях. И, конечно, рюкзак потяжелел на пару бутылок Vana Tallinn - легендарного ликера.
Остаток времени до вылета я провела в небольшом баре, потягивая апероль и наблюдая как над летным полем пролетает… первый снег! Хотя ни один прогноз ничего подобного не предсказывал, в районе обеда началась небольшая метель, но, к счастью для меня и моего рейса, быстро прекратилась.
На обратном пути мне удалось бесплатно загрести место у окошка - пассажир умудрился перепутать ряд, и когда стюардессы разобрались что к чему, уже было поздно и неудобно поднимать и пересаживать всех, поэтому меня и моего соседа просто сдвинули на одно кресло вправо.
Через два часа мы благополучно приземлились в аэропорту им. Сикорского и вскоре я была дома, разбирала сувениры и морально готовилась к новой рабочей неделе.
Как говорил мастер Угвэй, случайности не случайны. Я очень случайно попала в Таллинн и он мне безумно понравился. Хельсинки тоже очень хорош, но мне бы хотелось увидеть такую Финляндию-Финляндию, за этим конечно в столицу не ездят, это куда-нибудь на Аландские острова. Я почти не готовилась к этой поездке (отчасти из-за тотальной нехватки времени), и она оказалась полна сюрпризов.
Любой формат путешествий хорош - хотя бы потому, что это возможность увидеть прекрасный мир вокруг - но для меня самый любимый вариант это “галопом по Европам”, когда ноги ноют от пройденных километров, и нужно просыпаться ни свет не заря чтобы всё успеть посмотреть, попробовать, узнать.
И буквально на следующее утро после возвращения, едва ноги перестают болеть, а спина выравнивается на любимом матрасе, так и тянет снова отправиться в путь - и кто знает, куда меня занесет в следующий раз?:)