По долгу службы очень много и тесно общаюсь с представителями малого бизнеса формата "физическое лицо-предприниматель".
Сказать по правде - я в шоке.
Нет, большинство из них очень милые и адекватные люди, и к ним нет никаких претензий, кроме одной - ребята, вы когда свой бизнес открывали, вы чем думали?
Условия договоров не читает практически никто. Хорошо, если дочитали хотя бы до пункта 2.1. "сумма к оплате" - и то, были прецеденты, когда спустя пару месяцев сотрудничества мне звонили и в ужасе спрашивали откуда такие счета. После моего намека, что ставка прописана в договоре в трех местах, страшно удивились и решили наконец его прочитать.
Любое движение курса доллара рассматривается как еще один повод позвонить, и рассказать, как плохо идут дела и почему надо срочно сделать скидку в 70%, а лучше сразу 100%. Особо смелые напрашиваются на встречу, приезжая на неё на новой машинке и отвлекаясь во время рассказа о горькой судьбинушке на звонки на iPhone 7 (или какой он там по счету?).
Бакс это вообще любимая тема кстати. Каждый видит себя в роли финансового аналитика, и делает прогнозы один страшней другого, что же будет со злосчастной валютой в году грядущем. До трехзначных чисел еще не добрались, но чувствую, скоро и такое услышим. Я, правда, ни на курс вечнозеленого, ни на сумму счета повлиять не могу, но who cares?
Да и манера давить на жалость тоже весьма нервирует и вынуждает покупать успокоительное. Как человек, я понимаю, что у них маленькие дети, пожилые родители, квартира в ипотеку и кот дома некормленый. Но как представитель компании - извините, ничего личного, не могу я из своей зарплаты ваши счета оплачивать.
Вот только после отказа в превращении сотрудничества в благотворительность, просительные интонации сменяются гневными и телефон раскаляется от обвинений в семи смертных грехах, вымогательстве и откатах в размере годового бюджета республики Того, а заодно угроз натравить на нас все налоговые инспекции мира. Да, да, всего доброго, приятно было пообщаться.
Я бы, наверное, так не удивлялась, если бы не сталкивалась с другими, более внимательными к своему же бизнесу, товарищами. Согласование договора с ними превращается в переписку шести отделов в примечаниях Word'а, и хорошо если без матов, а с их менеджером общаешься чаще, чем с собственной мамой, зато понимаешь, что в дальнейшем сложностей уже не будет и все компромиссы найдены.
Если бы господа (и дамы) из малого бизнеса научились читать, то что подписывают, и тратили больше энергии на свои продажи, а не на выпрашивание у нашей компании особых льгот - работать стало бы в разы приятнее. И нам, и им.
Ребята, давайте жить дружно, а?