Зима - категорически не мой сезон. Я очень плохо переношу холод, терпеть не могу снег, и с наступлением зимы впадаю в состояние, максимально приближенное к анабиозу - на улице пореже, дома почаще, желательно на диване и под одеялом.
В этом году зима в Киеве выдалась презабавная: сначала аномально теплый декабрь, потом зубодробильно-морозный январь... В феврале киевляне ожидали чего угодно, от арктических заморозков до тропических ливней.
Последний месяц зимы, самый короткий, но увеличенный на один бонусный високосный день, начался вполне мирно. Ночью легкий мороз сковывает неглубокие лужи белой корочкой, которая ломается под каблуком с таким классным хрустом, а днем довольно-таки убедительный плюс на термометре и пугливое солнышко, чуть-что прячущееся за дырявыми облаками.
Особо никто, впрочем, не расслабляется - опыт прошлых лет напоминает, что в марте за ночь может выпасть полтора метра снега. Но такой подарок от погоды позволил мне выбраться из одеяльно-подушечного гнезда и отправиться выяснять, чего же в Киеве больше - весны или зимы.
Прогулку я начала с самой верхушки города, Владимирской горки. А точнее, с верхней станции фуникулера, старейшего рельсового транспорта в Киеве. Летом вид вниз заслоняют пышные кроны многолетних каштанов, кленов и лип, но сейчас город просматривается почти до горизонта.
Голубые вагончики неспешно потянулись навстречу друг к другу, и спустя пару минут я уже вышла на просторную Почтовую площадь.
Это одно из моих самых любимых мест в городе. Я помню, как гуляла тут в детстве, когда всё выглядело иначе, не было дорогих отелей и церкви Рождества Христова.
Мы с мамой приезжали сюда, брали в Макдональдс что-то вкусное, переходили по мостику к причалам и отправлялись на прогулку по Днепру на речном трамвайчике.
Несколько лет назад площадь раскопали в рамках реконструкции, и свой нынешний вид она обрела всего полгода назад. Кроме меня на площади почти никого нет - для долгих прогулок слишком ветрено.
С многочисленных смотровых площадок хорошо видно широкое русло Днепра, мосты, набережную и высокие правобережные кручи. На реке - ни льдинки, а ведь всего неделю назад самые экстремальные рыбаки еще пытались кого-то выловить чуть ли не посередине Днепра.
Самое заметное здание здесь - Речной вокзал, визитная карточка Подола. Длинное белое здание построено еще в 50-е годы прошлого века, формой напоминает огромный пароход. В прошлом году его частично отреставрировали, но внутрь по-моему так и не зайти...
Набережная Днепра летом - излюбленное место отдыха киевлян и гостей города. Так приятно в жаркий летний день найти прохладное местечко на длинных ступенях, опустить ноги в прохладную воду и забыть обо всех проблемах... Увы, многие после такого отдыха забывают убрать за собой мусор, поэтому ступеньки часто неопрятно выглядят.
Фонари, выполненные по ассоциации с белыми крыльями крикливых речных чаек, кажется, вот вот сорвутся со своих высоких столбов-насестов и улетят в небо.
Сегодня мой маршрут по набережной пролегает в северную её часть. Там на горизонте виднеется арка знаменитого киевского долгостроя - Подольский мостовой переход.
По дороге с удивлением обнаруживаю любопытные солнечные часы прямо под ногами! Становишься в специальное место, и твоя собственная тень подскажет, который час. К сожалению, солнце как раз скрылось за очередным облаком, и проверить точность часов мне не удалось, но как-нибудь надо сюда вернуться и попробовать.
Эту часть набережной я особенно люблю. Одно время мне довелось поработать в офисе на Подоле, и каждый день я жертвовала обедом и в перерыв отправлялась сюда, побродить, подышать свежим воздухом и успокоить нервы.
На стенах можно прочитать вдохновляющие напутствия :)
Вид на город тут прекрасен с любого ракурса. Кстати, приземистое бело-зеленое здание - это береговая насосная станция ЦЭС-1, построенная еще в 1910 году. Её задачей было постоянное снабжение свежей технической водой одного из элементов комплексной Центральной электроэнергетической системы города.
Одна из самых заметных красот - часовня святого Николая, которая парит прямо над водой. Согласно поверью, все моряки перед дальним рейсом заходят в эту часовню, чтобы попросить помощи у святого покровителя.
Позолоченные купола стройной церкви ярко выделяются на фоне темного облачного неба и отражаются золотистой рябью в спокойной воде Днепра.
Чуть дальше виднеется бутылочно-зеленый дебаркадер - один из самых любопытных офисных комплексов столицы, полностью занятый компанией НИКО, представителем Mitsubishi в Украине. Офис на воде - это необычно. Всегда было интересно, кому они платят аренду?
Здесь дорога делится на две части. Одна сворачивает резко направо и через Гаванский мост перебирается на Рыбальский полуостров, чтобы дальше виться серой лентой вдоль Днепра. Вторая огибает Гавань слева и уходит вглубь Подола.
У подножия моста пришвартован плавучий монтажный кран "Сарны" (СПК-14/25), сошедший с верфей Венгерского судо- и краностроительного завода в далеком 1977 году. Сейчас он принадлежит компании "Мостобуд", но уже несколько лет не двигался с насиженного места.
Я выбираю левое ответвление, но сначала спускаюсь к устью Гавани. Здесь впервые мне на глаза попадаются признаки того, что зима еще не закончилась - вода скована полупрозрачной ледяной корочкой. Здесь нет быстрого течения, которое разбивает и сминает ледяной покров, поэтому Гавань мирно спит и ждет когда солнце растопит её холодную темницу.
За забором возвышаются пыльно-зеленые силосные башни старейшего киевского элеватора. Увы, он довольно давно не функционирует.
С набережной поднимаюсь на старый Рыбальский мост. Его планируют в скором времени разобрать, а вместо него построить новый, как продолжение Подольского моста. Опоры нового моста уже высятся над водой, но старый еще стоит, хотя давно не действует.
На Рыбальском мосту всегда топчется много фотографов и влюбленный парочек, потому что с него можно поймать множество красивых и романтичных видов Киева.
Внизу в ледяном плену видят сны о судоходном сезоне прогулочные яхты и катеры, свешивают желтые носы подъемные краны, а за спиной - сияет небо.
Говорят, Киев вошел в топ-10 городов мира с самыми красивыми закатами. Наверное, над любимым городом небо всегда особенное, и заход солнца - необязательное условие.
Однако февраль решил напомнить, что он все же зимний месяц, откуда-то задул холодный ветер и гулять дальше расхотелось.
Но я точно знаю теперь, что весна совсем рядом!