БОЛИВИЯ. Страна, куда я больше не вернусь.
Эта история ещё не закончена. Но я могу поделиться своим опытом, как я выпутывался из непростой ситуации, оказавшись в авторитарной и коррумпированной стране с хитрыми, но недалекими в основной своей массе людьми.
Ла-Пас, столица Боливии, расположен в долине на уровне 3700. Вокруг него плоскогорье на 4100.
Да, в Боливию я больше не ездок. Почему - об этом ниже. Но даже если б не возникло на то особых (как у меня) обстоятельств, всё равно в этой жопе мира делать нечего. Страна, в которой в достатке есть свой газ, много меди, олова и серебра, осталась в позапрошлом веке по уровню своего развития и цивилизованности. Вам ничего не напоминает эта сентенция?.. Впрочем, направляясь в Боливию, я не знал, что это за страна. Мне казалось, что горные люди наполнены собственным достоинством и древней самобытной культурой, что природные красоты вкупе с высокогорной суровостью выковывают какой-то особый тип людей, тех самых инков, которые с незапамятных времен сохраняли свои традиции в недрах Андских хребтов.
Увы, я немного ошибся.
Но это не роковая ошибка. Я сейчас даже доволен, что познал суть, природу и людей этого региона Земного шара. В конечном счете, познавая мир, мы становимся мудрее. Надеюсь, я иду по жизни в фарватере этого афоризма.
То есть, высокогорные мотивы безусловно являются определяющими для большей части Боливии. Таких жестких природных условий, в которых живут местные инки, не часто встретишь даже в Тибете. Хватит того, что боливийская столица Ла-Пас расположена ненамного, но всё же выше главного тибетского города Лхасы. При этом, надо заметить, Ла-Пас находится в долине, а все его окрестности имеют высотные отметки от 4100 до 5300 метров.
Первое моё знакомство с Боливией и боливийцами произошло в городе Санта Круз де ла Сьерра, куда меня в канун Нового 2011 года доставил самолет из аргентинской Сальты.
Веселая раскрасочка лайнеров боливийской авиакомпании Aerosur
В ожидании рейса на Ла-Пас мне предстояло провести в Санта Крузе несколько томительных часов. Первое знакомство, как всегда в таких случаях, состоялось на миграционном и таможенном контроле. В отличие от других границ мне пришлось по требованию пограничного офицера пару раз поправлять и дописывать данные в специальных бланках для миграционного контроля (что-то типа нашей таможенной декларации, только для погранцов). При этом от миграционного офицера как-то совсем не веяло традиционной в таких ситуациях лояльностью. Ну, ничего страшного, мы же из России, еще и не к такому привыкли.
Прилетел я с боливийской визой, заранее поставленной в Москве. Впоследствии это оказалось немаловажным обстоятельством, т.к. при въезде наших граждан в Боливию местными миграционными службами далеко не всегда соблюдается необходимый порядок выдачи виз непосредственно на границе. То ли по раздолбайству, то ли преднамеренно нашим соотечественникам зачастую могут сказать на границе «О кей!» и разрешить въезд в страну вообще без визы, но, как потом при выезде выяснится, это будет нарушением, ответственность за которое должен будет нести сам визитер.
В общем, успешно завершив первые формальности, я с облегчением вышел в зал аэропорта. Дальше пошла череда каких-то мелких почти неуловимых ситуаций, от которых любой человек, привыкший к нормальному к себе отношению, получает естественный дискомфорт.
Можно съездить из аэропорта в город, но из-за пробок никто не дает гарантии, сколько продлится поездка.
Около аэропорта нет ни одного отеля, ближайший отель опять же в городе.
Ни одного нормального ресторана в аэропорту нет.
Официантка в закусочной сказала, что не может продать мне мороженое, т.к. у неё нет ложек.
Правда, на этом моя толерантность закончилась. Я сказал ей, что не надо лохматить бабушку, я могу и пластиковой вилкой, коих у неё в наличие немерено. Она искренне удивилась этому оригинальному решению, продала мне мороженое и посчитала отдельно стоимость пластиковой вилки.
Ну и далее в том же духе…
Я ещё не представлял себе, что там будет в Ла-Пасе, но из Санта Круза улетал с некоторым облегчением.
Вечером этого же дня я приземлился в аэропорту Ла-Паса.
Ужасный дискомфорт - с первых же секунд чувствовать явный недостаток кислорода. Аэропорт Ла-Паса расположен на высоте примерно 4100 метров в его высокогорном пригороде Эль Альто. Немного пошатываясь, я доплёлся с вещами до такси. Таксист - грузный вонючий и чем-то очень недовольный инк лет пятидесяти вел машину рывками, всё время на кого-то гудел и ругался, пробираясь через пробки. Пытаясь хоть как-то скрасить ситуацию, я спросил его, хороший ли президент Эво Моралес. Я знал, что все инки единогласно поддержали Моралеса на прошлых выборах и рассчитывал получить в ответ хоть какие-то положительные эмоции.
- Моралес предал нас! Мы все были за него, а он нас предал! - злобно ответил таксист и продолжил свою борьбу с пробками.
Блин, как я забыл старое правило - никогда не касаться политики в незнакомых странах!
- Ладно, возьми тогда в презент 10 русских рублей! - замял я ситуацию и протянул ему завалявшийся в кармане червонец.
- Нет, я возьму только боливиано и доллары!
- Дурак, это же просто презент, понимаешь? Су-ве-нир! Пре-зент! Понял?
- Нет, я другие деньги не возьму!
«Ну, точно дебил!» - подумал я, спрятав купюру в карман. Остаток дороги до отеля я просидел молча.
Поселился я в местном отеле Radisson, что означало определенную гарантию качества. Правда, качество это тоже оказалось с национальными боливийскими особенностями, о которых не могу не рассказать.
Чай из коки. Говорят, помогает от горнячки. На меня не подействовал.
В номере стоит чайник и около него лежит несколько пакетиков чая с кокой. Девочки на ресепшене чем-то всё время заняты, и когда подходишь к ним что-то спросить, испытываешь настоящее чувство стыда, что отрываешь их от важных дел. Такая уж особенность моего пребывания в Боливии - не было ни дня, чтобы мне не пытались испортить настроение, даже в Radissone. Поначалу я расстраивался, потом плюнул, а последний случай, когда официант не принес мне половину из заказанных блюд и спокойненько представил на них счет, я встретил просто хохотом. Ну вот такие они по жизни дебилы, с хитрецой в пользу своего кармана.
Следующее утро началось с поверхностного знакомства с Ла-Пасом. Первое, что бросается в глаза на улицах Ла-Паса - это немыслимое количество маршруток. По-моему весь город ездит только на маршрутках.
Причем в первом пассажирском открытом окне каждой маршрутки обязательно красуется рожа местного зазывалы, громко орущая, куда эта маршрутка в данный момент направляется. Просто Китай какой-то! Крики маршруточных зазывал, постоянные звуки клаксонов и свистки полицейских регулировщиков, шум и вонь надрывающихся на высоте автомобильных движков и общая атмосфера нервной и никчемной суеты - это визитная карточка боливийской столицы. И еще какие-то куда-то очереди и обилие лавок, в которых продается всё что можно продать. Ряды лавок могут продолжаться километрами. Продают семьями, тут же кормят детей, что-то жуют сами и ходят в туалет. Кто и что в этих лавках покупает, для меня так и осталось загадкой. Видимо, это у них такое времяпрепровождение - сидеть не дома, а в лавках на рынках. Посидел, и жизнь прошла.
Немного понаблюдав за происходящим, я сел в дежурившее у отеля такси и показал водителю адрес рент а кара. Ехать было недолго, и уже через 10 минут он сообщил мне, что мы приехали. На мой вопрос, где находится тот номер дома, который мне нужен, он просто пожал плечами, показывая мне, что это не его дело. Типа, я тебя привез, давай бабки и не трахай мне голову какими-то адресами. Очень гостеприимно.
Обычный городской пейзаж окраин Ла-Паса. В городе несметное количество трущоб.
На поиски адреса ушло не менее получаса. Он был правильным, но случайно оказался на другой улице. В рент а каре, похоже, меня не особо ждали. Несуразное создание, по-моему, всё-таки женского пола, что-то среднее между девачко и бабушко, долго заполняло и ковырялось в бумажках. Наконец, оно дало мне буклетик по страховке машины и предложило её застраховать.
Забегая вперед, я хочу здесь отметить очень важную деталь в отношениях с рент а каром в Южной Америке. В странах, где страховая система работает через жопу или вообще не работает (а Боливия, как раз, одна из таких стран), а страховые риски велики (в основном за счет состояния дорог и манере езды по ним), нормальные уважающие себя рент а кары сами полностью страхуют свой транспорт, а потом автоматически включают эту сумму в аренду. И это нормально. Ты получаешь абсолютно понятные условия владения машиной.
Получив предложения по страховке, я немножко покривился (какой-то мутный рент а кар!) и показал пальцем на полную страховку.
Оно продолжило что-то строчить. Я спросил, где же обещанная мне машина. Мне обещали Тойоту Hi-Lux 2009 года. Оно замялось, что-то промямлило про «надо подождать» и продолжило ковыряться в документах. Ожидание затягивалось. Ещё через полчаса я очень доходчиво объяснил этому созданию, что моё терпение закончилось. Тогда оно схватило мобильник, кому-то позвонило и радостно кивнуло мне головой:
- Пойдемте, синьор, Ваша машина уже прибыла!
На улице стоял покоцанный джип Тойота Прадо. Его крыша была наспех зашпаклевана и даже не подкрашена. От переднего бампера осталась одна пластмассовая накладка. «Ага, перевертыш!» - понял я. На спидометре красовался пробег 160 тысяч км.
- А где обещанная Тойота Hi-Lux 2009 года? - спросил я.
- Сейчас нету, занята, - запросто ответило мне существо и захлопало глазками.
Сука, убить бы её за эту простоту. За те же деньги подсунуть мне такое барахло - это чисто по-боливийски. Жалко, что я был первый день в стране и ещё не на полную вкусил их менталитет, а то, хоть я и культурный человек, разговор был бы короткий.
В общем, скажу честно, я ошибся ещё раз. Теперь уже серьёзно. Где бы вы ни были, с кем бы ни общались, никогда не миритесь с такими разводками.
Прикинув, что на вечер у меня был зарезервирован соляной отель, а уже полдень, и ехать мне часов 8, не меньше, я молча похлопал Старпёра по капоту и сел за баранку.
Хоть и нехорошо называть машины неуважительно, ни на какое другое название он попросту не тянул. Выезд из города происходил муторно - с многочисленными пробками и очередями, зловонием от выхлопных газов, особенно от работы неотрегулированных дизелей на высоте свыше 4 км над уровнем моря. Бросилось в глаза полное отсутствие супермаркетов в пригородной зоне. Зато всё продавалось на непрекращающихся придорожных рынках. От игольного ушка до атомной бомбы. У меня сложилось впечатление, что вся Боливия - это один сплошной рынок в гипертрофированном виде. Может, кто помнит - у нас в начале 90-х Ельцин издал указ о свободе торговли. И в тот же момент улицы наполнились что-то продававшими людьми. Вся страна начала что-то продавать. В момент шокового роста цен такая мера была необходима, поскольку хоть кому-то позволила продать какие-то свои запасы и пожитки и не умереть с голоду. А Боливия так и осталась в том времени. И, судя по всему, навсегда.
Продолжение следует.