Утраченные святыни. Часть 1. Филейская слобода.

Dec 13, 2010 21:35

Недавно я обещал рассказать о своей поезке к Филейскому Александро-Невскому монастырю. С анонсом я поторопился, поскольку тема оказалась настолько обширная, что одним рассказом о монастыре было трудно ограничиться. Вот и решил я написать обо всем по порядку: а начну я свой путь с того самого места, где когда-то заканчивалась старая Вятка и начинались густые леса с единственной дорогой в те края - филейским трактом.



Здесь всю северную окраину Вятки когда-то занимало обширное городское кладбище. После указа императрицы Екатерины II от 7 февраля 1772 года, запрещающего погребать горожан в церковных оградах, были отведены земли бывшего мужского Подгорного Богословского монастыря, существовавшего здесь же в 1723-1762 гг. Так было создано Богословское кладбище, на котором в дальнейшем упокоилось великое множество как великих вятчан, так и самых простых наших земляков.


Проходя мимо надгробий мы могли бы прочесть, например, вот такие строки:
Говеландт Елизавета (1885-1899).
«Над твоей могилкой Солнышко сияет,
В зелени сирени Птичка распевает,
Вьются-распевают Пчелы над цветами,
Ветерок лепечет С темными листами.
Спишь ли ты, малютка, Иль так лежится?…
Встань и полюбуйся, Что кругом творится.
Встала б ты - нет воли,
Тесный дом твой прочен,
Выход на свет Божий Крепко заколочен.
Спи, дитя!
Едва ли Стоит просыпаться,
На людское горе Сердцем надрываться.
Наша жизнь земная, Право, не завидна,
Спи, дитя родное, Суждено так, видно.
Сон твой - сон отрадный, Крест и камень белый
Над твоей могилкой Солнышко пригрело.
Перелетным гостем Благодать святая - В ямочке на камне Влага дождевая.
Поет шалунья-птичка, Брызги рассыпает,
Чуткий слух малютки Песнями ласкает».

Кто же знал, что совсем скоро сгорят в пламени революции и Богоявленская кладбищенская церковь, и могильные кресты, и даже каменные надгробья, а эти строки смешают с грязью гусеницами бульдозеров.
А еще, спустя какое-то время, благодарные потомки здесь же, на закатанных в асфальт могилах поставят танк, предварительно вспахав кладбищенские земли настолько, что местные ребятишки перестанут пугаться костей и черепов, ибо будут находить их кругом и в обилии.

2.


Удивительно, но мы с пафосом говорим о памяти к одним павшим за Родину, устанавливая при этом на прахе других тысяч своих же земляков эдакие надгробия в виде домов культуры и народного творчества?
3.


Из головы не выходит пословица про Иванов, не помнящих родства своего, кичащихся светлой памятью и тут же устраивающих песни и пляски на останках собственных предков и родственников.

Но вернемся к танку, именно отсюда начнется наш путь по Филейскому тракту в прошлом, а ныне по Октябрьскому проспекту.
Вроде бы привычное название и в то же время странное. Спроси сейчас, кого-нибудь из современных, мало кто ответит. Если в честь революции, так эту дату в ноябре празднуют..., может по времени года?
Пройдет еще немного времени и, действительно, многие так будут полагать. Да и улиц у нас в старом городе не так много, если пойдем считать от Октябрьского вправо-лево, как раз с января по декабрь и уложимся.

4.


До Филейки около семи верст. В начале прошлого века эта была единственная проселочная дорога - связующая нить между Филейкой и Вяткой, да еще узкоколейка, по которой первые рабочие смены на строящийся в тех краях завод добирались. Спустя сто лет леса исчезли, а разбитной Филейский тракт превратился в продолжение Октябрьского проспекта. Теперь здесь автомобильные пробки и трудно поверить в то, что в этих местах совсем недавно можно было собирать грибы и ягоды.

5.


Дорога до Филейки довольно однообразная и, я бы сказал, скучноватая. По правую руку тянутся бесконечные заборы и заводские корпуса, а по левую - жилые кварталы времен сталинской застройки. А лучше бы наоборот, потому что по какой-то своей прагматичности или недальновидности прежние власти решили разместить эвакуированные во время ВОВ со всей страны заводы на прекрасном, высоком берегу реки Вятки, а ведь здесь могла бы быть отличная набережная, удобные жилые кварталы, парки и экологически чистые зоны для отдыха. К сожалению, любоваться бескрайними вятскими просторами теперь может себе позволить только высокое заводское начальство из окон своих кабинетов.

Первая более или менее значимая остановка на нашем пути - это площадь, носящая странное и непонятное название Лепсе. Здесь же проходная завода Лепсе и начало улицы Лепсе.
Кругом это чуждое слово, и никто не знает, что это, человек или пароход?
6.


Из значимых объектов: стадион и спортивный комплекс «Родина».
7.


В центре площади памятник Кирову на фоне православного храма. До Мироныча на этом же постаменте когда-то стоял «Отец народов». Сатана занял место Дьявола!
Не знаю, как уживается храм с таким соседом, уничтожившем в одном только Питере сорок шесть церквей, но как говорится - каждому свое, проходят годы, десятилетия, а мы все еще не можем определиться со своим выбором.
Как тот витязь на распутье, то ли вправо двинуться, то ли налево повернуть, то ли прямо путь держать.
8.


Далее следуют один за другим дома культуры «Родина», «Металлургов» и «Авитек». Такое обилие очагов культуры (почти на каждой остановке) объясняется тем, что каждый завод в советские годы просто обязан был иметь собственный ДК или на худой конец, подшефный клуб.

9.


Постепенно «очаги культуры» обрастали заводскими новостройками, скверами и другими необходимыми атрибутами, организуя тем самым какую-то свою собственную, индивидуальную среду обитания, становясь своеобразными культурными центрами новых микрорайонов.

10.


По грандиозности сооружения можно было судить и о финансировании государством самих заводов и о том, как идут дела у заводчан, работавших на том или ином предприятии.

11.


Один из обязательных атрибутов - памятник кому-нибудь из революционных вождей. В нашем городе из тех, кто удостоился такой чести выбор не велик, это либо Киров, либо Ленин.
В северной части города таких фетишей сосредоточено особенно много.

12.


Главный и самый внушительный «красный властелин» возвышается над сквером перед проходной завода Авитек. Он хмуро смотрит на непослушных рабочих, которые проявили своеволие и в начале девяностых, переименовали свой завод и площадь XX партсъезда, назвав и то и другое - "Авитеком".
Название "Авитек" говорит само за себя, на заводе выпускается авиационное и космическое оборудование, вооружение и другая продукция мирного характера.

13.


Завод "Авитек" был образован в 1939 году в районе Филейской слободы, а в 1941 году на его площади был эвакуирован Московский авиационный завод. Все военные годы заводчане героически снабжали нашу армию авиационной продукцией и вооружением, война закончилась, а завод так здесь и остался.

14.


Со временем вокруг завода сформировался целый рабочий микрорайон, который так и называется Филейка. Раньше заводы соперничали между собой, стремясь построить где-нибудь поблизости дом культуры или памятник вождю, да помасштабнее, теперь же это соперничество выражается в строительстве храмов.
15.


Совсем недавно в 1994 г., бок о бок с авитековскими корпусами вырос храм иконы Божией Матери "Всех Скорбящих Радость".
16.


Строительство храма дело конечно хорошее, но лучше бы эти силы и деньги потратили на восстановление одной из разрушенных церквей.
17.


Тут же, на Филейке заканчиваются последние заводские цеха, которые на протяжении нескольких километров обосновались здесь довольно основательно, глубоко пустив железобетонные корни, крепко опутали своими трубами и металлоконструкциями крутые вятские берега.
18.


Промышленная зона уступает место зоне спорта и отдыха. В этом месте начинается знаменитый горнолыжный спортивный комплекс во главе с нашей гордостью 90-метровым трамплином (К 90 - один из 3 ныне действующих в России больших трамплинов), который видно практически из любой точки города.
19.


На фото один лишь каркас, а все потому, что этим летом, какие-то малолетние тимуровцы устроили на трамплине пожар, вследствие чего вся деревянная обшивка трамплина выгорела полностью.
Этой зимой прыгуны вынуждены отдыхать, зато альпинисты прекрасно приспособились, используя опоры трамплина для своих тренировок и проведения чемпионатов по ледолазанию, каждую зиму превращая их в гигантский ледяной сталактит.
20.


Двигаясь дальше на север, вдоль берега попадаем на Северную набережную.
Благодаря уникальному ландшафту образовался прекрасный лесопарковый природный комплекс, отличное место для отдыха и занятий спортом.
21.


С набережной открываются захватывающие панорамы на вятское правобережье.
22.



По доброму завидую жителям этих домов, из окон которых открываются прекрасные виды, хотя сами типовые многоэтажки Северную набережную, может быть и не красят.
23.


Кроме того эти места замечательны и другими интересными редкостями, например:
Наговицинское городище (относится к 7-3 векам до нашей эры). Есть легенда про богатыря, который жил на этом месте, любимым занятием которого было перекидываться двухпудовой палицей с богатырем соседом, проживающим на другом берегу реки в селе Бобино.
24.


Или махонькое растение с розовыми или сиреневыми соцветиями (Кортуза Маттиоли - редкий реликт доледниковой эпохи), которое прячется в тени на глинистых склонах оврага и тянется своими мохнатыми листиками к любой влаге, укореняясь по соседству с живительными лесными родничками.
25.


А далее, уже за городской чертой начинается высокий яр - Большая гора, растянувшаяся вдоль реки почти на километр, не что иное, как уникальный береговой срез из обнажившихся 48 разных пород палеозойской эры, достигающий в высоту до 60 метров, а возраст которому около 230 млн. лет. Подобные геологические обнажения встречаются только в Африке, да еще где-то в Сибири.
27.


Между Большой горой и Северной набережной лежит глубокий овраг, по дну которого в незапамятные времена протекала речка Филейка. Уже догадались, к чему я клоню? Да, да, это та самая Филейка, на берегу которой, в последствии, выросла деревушка, получившая такое же название, а уж от той деревушки и весь район стал называться Филейкой. Что означает это название, может и знает кто, но я докопаться до истины не смог. Точно так же, как никто толком не знает, что значат имена наших рек Вятки или Хлыновицы.
28.


В конце XIX века в селе была построена красивая каменная Покровская церковь. Вокруг храма был разбит фруктовый сад, посажена кедровая роща и открыта первая школа для крестьянских детей. Рядом селились бедные и неимущие люди, их обеспечивали жильем, давали еду, скот, выделяли земли и помогали заводить домашнее хозяйство. Постепенно Филейка объединила вокруг себя несколько деревень, число жителей которых достигало уже трех тысяч. Так деревня превратилась в Филейскую слободу, а затем в новый микрорайон города.
29.


В тридцатые годы Покровская церковь была уничтожена, спустя еще какое-то время по руслу реки Филейки проложена автотрасса, а деревня, давшая название целому району, отрезана от города автомобильной развязкой.
30.


Вот постепенно и закончились наши версты на высоком холме - самой северной границе города. Здесь «Северная больница», «Северная набережная», магазин «Север» и даже строится новый жилой комплекс «Северная звезда», все северное и не зря, потому что давно замечено, на Филейке всегда на два градуса холоднее, чем во всем остальном городе.

31.


Здесь начинается территория Александро-Невского филейского монастыря, о котором я расскажу в следующей части своего рассказа.

В своем рассказе я использовал информацию взятую с сайта Страна Вятская

Previous post Next post
Up