Китай, Тибет, Эверест. Часть 2.

Jun 01, 2010 13:37




Проведя 3 дня на высоте почти 5000м я полностью акклиматизировался и, въехав в Ласу, почувствовал себя как на равнине.

Ласа условно делится на китайские и тибетские кварталы. Все что к западу от дворца Potala - это китайские, восток и центр - тибетские. Различаются они в основном архитектурой. Китайской застройке свойственен модерновый стиль и отделка зданий кафельной плиткой. Тибетские дома выглядят более экзотично. Весь центр города - это старые тибетские кварталы. Здесь и есть настоящая Ласа. Центром всего действа можно считать монастырь Jokhang


и прилегающую к нему Barkhor Square. В радиусе нескольких километров от этого места расположено большинство отелей, ресторанчиков, турагетств, магазинов экипировки и сувениров. Наиболее подходящим местом для поиска ночлега считается перекресток Beijingzhong road и Zangyiyuan road.
 

Этот район называется Barkhor Area и находится в непосредственной близости к монастырю Jokhang. Абсолютно все отели и ресторанчики здесь ориентированы на западных туристов, коих вокруг великое множество. В Ласе туристический бум. Все доступное жилье занято. Лишь после нескольких часов поисков и ожиданий, я с трудом нашел койку в четырех местном номере за 25 юаней.


Впервые за неделю я заговорил с людьми, хоть не по-русски но все же заговорил! Наконец то меня понимают и я понимаю! И еще я вкусил настоящей европейской еды! Последние несколько дней я питался исключительно орехами, сухофруктами и сублиматами, так как местную кулинарию мой желудок принимать напрочь отказывался. Несмотря на неоправданно высокую цену, я ел только знакомую еду. Хотя гурманы могут попробовать такие кулинарные изыски как пикантные крысиные головы, чьи-то лапки и еще какие-то хвосты, но я в дальнем походе рисковать здоровьем больше не хотел, да и не выпьешь столько, что бы есть всю эту дрянь. Все «места где поесть» ориентируются либо на местных, будь то китайцы или тибетцы, либо на иностранцев. В специализированных для туристов ресторанчиках меню на английском, персонал так же способен понимать и изъясняться. Кухня, как правило, разная на выбор, но цены выше в разы, чем в заведениях для местных. Продают неплохое пиво Lhasa Beer, прямо на бутылке написано The beer from the roof of the world, такого нет нигде, только в Тибете!

Во всех отелях есть Интернет, хоть и ужасно тормозной. Пользование компьютером осложнено из-за проклятых иероглифов, а просить помощи у китайских админов себе дороже. Однажды, вместо того, что бы записать все мои фотографии на диск, они удалили через компьютер все что я отснял по дороге в Ласу.

Дворец Potala - впечатляющее сооружение, пожалуй, лучшее, что есть в столице Тибета.  


На противоположной стороне от дворца раскинулся недавно отстроенный китайцами Potala Square. Этот парк в стиле воинствующего коммунизма и дикого капитализма являет собой убогий контраст и резкую противоположность с древним ансамблем тибетской архитектуры и яркое выражение китайского присутствия в Тибете. Это излюбленное место отдыха китайцев и по утрам их можно наблюдать за традиционной групповой зарядкой с веерами под хрипящий акомпонимент старого двухкассетника.



Чтобы поиметь общее представление о тибетских храмах, достаточно посмотреть хотя бы один. Человеку далекому от религии разницы не понять. Не долго думая, я выбрал Jhokhang, одни из самых почитаемых храмов тибетского буддизма и место паломничества верующих.
 

Как и повсюду, перед воротами храма паломники выполняют свои простирания. Это тяжкий труд, если учесть, что большинство верующих в весьма почтенном возрасте. Некоторые до того усердствуют, что набивают трудовую мозоль во лбу от постоянного битья о землю.


Настоящие монахи пилигримы живут на милостыню, которую получают за свои молитвы. Вся их одежда представляет настоящую защиту от бесконечных простираний. Наколенники, налокотники и еще специальные накладки на ладони - обязательные атрибуты паломника. Тибетцы имеют адское терпение, они продолжают свои молитвы, несмотря на толпы бледнолицых туристов снующих прямо перед ними со своими объективами и штативами. В принципе, нет ничего криминального в фотосессиях. Если же хочется сделать снимок какого-то конкретного человека, всегда нужно спросить разрешения, и в случае удачи обязательно показать изображение на экране. Выбранная вами фотомодель расплывется в радушной улыбке и будет всем счастье.


Детское попрошайничество - нормальное явление. Если от взрослых попрошаек еще как-то можно отмахаться, то дети не отпустят. Толпами окружая белого мистера, они падают на колени, вцепляются в одежду и волочатся за ним пока тот не раскошелится. Одного юаня бывает достаточно, но сами тибетцы не поощряют подаяния детям денег.

 
Это развращает их молодой разум и сбивает с пути истинного. На этот случай лучше всего запастись разными сладостями, все дети любят сладкое больше денег. Вокруг Jhokhang совершается одна из самых значимых в тибетском буддизме Кор - Barkhor kora.


Barkhor kora проходит по огибающей Jhokhang улице, состоящей из множества торговых лавок и магазинчиков.


Это лучшее место в Ласе для фотосессий и покупки сувениров. Выбор товаров огромен. Продают все, от китайского ширпотреба до реального антиквариата и даже человеческих скальпов. Как правило, все сувениры, особенно бижутерия одинаковые у большинства торговцев. Но попадаются и уникальные старинные вещи. При выборе стоит обратить внимание на принадлежность предмета покупки к культовым обрядам, все же Тибет непростое место и там  встречаются разные вещи. Лучше заранее расспросить продавца о смысле и значимости товара, и торговаться, торговаться, торговаться. Начальная цена, и без того низкая, падает в разы. Кроме сувениров, на рынке полно магазинчиков, торгующих туристической экипировкой, причем брэндовой, made in china, разумеется. Цены московские, но выбор действительно огромен, есть неплохой second hand. Планируя дальний поход можно не тащить с собой из дома громоздкую амуницию,  а закупиться на месте.

Наконец то, банкомат раскошелился и выдал мне вожделенные юани! Я спасен, можно строить дальнейшие планы. Бессмысленно торчать на одном месте, шарахаясь по монастырям и досаждая бедным монахам своим вероломным присутствием.


Как только я разжился наличностью, то больше уже не мог ни о чем думать кроме Эвереста. Увидеть крышу мира, постоять под ней - стало для меня целью номер один. По самым скромным подсчетам от Ласы до базового лагеря более 600 км неизвестных дорог. Джипы с туристами, возвращавшиеся с тех краев были по крышу заляпаны грязью, а  это значит, будет интересно.

LHASA - DENGRI

Дорога 318 Lhasa - Kathmandu называется Friendship Highway. 250 км между Ласой и Шигатзе - вторым по величине городе в Тибете - действительно хайвэй. Настоящая горная дорога траверсирует по ущелью Брахмапутры и изобилует камнепадами. После теснины бурлящая Брахмапутра разливается по равнине.
 

Здесь, наверное, самые высокогорные пески в мире. Дюны на высоте 4500м встретишь, пожалуй, только на Марсе.
 

После Шигатзе в западном направлении от Хайвэя Дружбы остается только Дружба, сам хайвэй превращается вначале в жуткий under construction, а за тем и вовсе в раздолбанный грейдер с проклятой гребенкой. Но про все это напрочь забываешь, когда после городка Латзе с перевала Jia Tsuo La 5220м открывается панорама Гималаев. Вывеска гласит, что я въехал в национальный парк Qomolangma.



Продолжение следует

Previous post Next post
Up